Областная христианская газета НОВЫЙ ЗАВЕТ
 
N 08
август
2004
Общество
Город надежды
Воскресная проповедь
Точка невозврата
Свидетельство
Герой нашего времени
Исторические заметки
Узники совести
Книжный переплет
После эпохи атеизма
он + она
Мудрая жена устроит дом свой
Уроки жизни
Когда финансы поют романсы...
Культурный слой
Хроники Льюиса





Поиск

webmаster@yandex.ru

Назад Дальше Написать
Исторические заметки

Узники совести

К чему в Советские годы приводило желание иначе мыслить, верить и жить

Многие годы в СССР одной из единственно возможных форм осуществления свободы слова, свободы печати, борьбы за общечеловеческие права был Самиздат. Он принимал на свои страницы любую свободную мысль, воплощенную в самых разных жанрах: от художественных произведений до публицистики. Романы, повести, рассказы, стихотворения. Письма, заявления, речи, воззвания, документы. Главным действующим лицом и издателем был читатель.

Наиболее известное самиздатовское издание 60-70х гг. - “Хроника текущих событий” (ХТС). В предисловии к книге, вышедшей в Лондоне в 1972 году и содержащей тексты первых 12-ти выпусков ХТС, переводчики Нина Карсова и Шимон Шехтер пишут: «Летом 1968 года на Запад попал необычный текст... С этого дня регулярно, каждые 2 месяца, начали выходить в Самиздате и попадать на Запад очередные номера “Хроники”. И, пожалуй, еще никто тогда не отдавал себе отчета, какое огромное значение будет иметь этот журнал для развития демократического движения и особенно для информирования западной общественности о событиях в Советском Союзе. Лаконичные, деловые, скажем даже - сухие, лишенные каких-либо комментариев сообщения “Хроники” о судебном и внесудебном терроре, о положении в советских тюрьмах, лагерях и тюремных психиатрических больницах... наконец, ведущийся из номера в номер обзор новостей Самиздата - все это стало главным и единственным источником добросовестной информации...» Впрочем, большой надежды на заграницу у борцов за права и свободы не было. Все прекрасно понимали, что никто не согласится портить отношения с ядерной державой.

В среде молодых людей сегодня стали популярны коммунистические символы. На футболках и банданах – серп и молот, красная звезда. Но если мы вспомним, что натворил призрак коммунизма, который, побродив по Европе, добрался до России... Да, миллионы в стране жили относительно хорошо. Имели маленькую квартирку, небольшую, но стабильную зарплату и не высовывались. Но десятки тысяч непримиримых в это время умирали от болезней и невыносимых условий в Мордовских, Пермских политлагерях, пребывали без надежды в специальных психиатрических больницах, подвергались арестам, избиениям, пыткам, обыскам, штрафам, преследованиям, унижениям. Это как у апостола Павла: «три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2 Коринфянам 11:25-27).

«Счастье» миллионов покупалось за счет никому неизвестных людей, которые просто желали иначе мыслить, верить и жить. “Хроника” сохранила в памяти поколений имена этих немногих. От знакомых широкой общественности – Солженицына, Гинзбурга, Сахарова - до малоизвестных, но не менее пострадавших. По сути, все они – узники совести.

Многочисленные факты преследований не были доступны широкой общественности. Так, никому неизвестны события, начавшиеся весной 1973 года в городах Находка и Черногорск. Многие члены общин пятидесятников этих городов пытались добиться разрешения на выезд из СССР.

Далее мы приводим выдержки из ХТС.

“До сих пор власти отказывались рассматривать заявления пятидесятников о выезде, мотивируя это отсутствием вызовов от родственников или правительств тех стран, куда они стремятся выехать. Так, начальник паспортного стола г. Находка майор МОРОЗКИН заявил: «Давайте нам вызов от ваших родственников, и тогда мы будем оформлять документы на выезд». МОРОЗКИН сказал также, что у него есть инструкция от начальства не давать письменного ответа на заявление о выезде.

5 февраля 1974 г. 20 членов общин из городов - Находка и Черногорск - обратились в ООН и в Комитет по правам человека при ООН с просьбой помочь им выехать в Израиль или в Австралию (в Австралии живет много их единоверцев).

18 февраля пятидесятник Евгений БРЕСЕНДЕН был принят работником МВД СССР полковником ДАНИЛОВЫМ, который подтвердил, что ОВИР не может оформить им документы на выезд, т. к. у них нет ни государственных, ни личных вызовов.

Полковник ДАНИЛОВ не возражал против намерения БРЕСЕНДЕНА написать письмо в Комитет по правам человека при ООН с просьбой помочь договориться с правительством Израиля или другой страны. Полковник ДАНИЛОВ заверил БРЕСЕНДЕНА, что такое письмо дойдет до адресата.

В заявлении от 25 февраля 1974 г., написанном от имени 80 пятидесятников БРЕСЕНДЕНОМ и старшим пресвитером Григорием ВАЩЕНКО и адресованном в Комитет по правам человека при ООН, говорится, в частности: «Наших священнослужителей освободили из мест лишения свободы, сняли официальный запрет на деятельность, но неофициальный запрет так и остался. Нам по-прежнему запрещают мирные молитвенные собрания, штрафуют, угрожают лишить свободы с ведома представителей по делам религии при Совете Министров СССР тов. ШЛАНДАКОВА в г. Находка Приморского края и представителей власти в г. Черногорск Красноярского края». По словам авторов заявления, заместитель горисполкома г. Находка назвал желающих выехать из СССР предателями и изменниками Родины и угрожал им судом и лишением родительских прав. «Когда же мы стали говорить, что ...Советское правительство ратифицировало Пакты о правах человека, то прокурор г. Находка БОХАН сказал по этому поводу: «Чихали мы на международные законы... У нас есть инструкция министра, и ею мы руководствуемся»... Факт, что мы не можем добиться разрешения на выезд по религиозным убеждениям, доказывает, что прокурор г. Находка БОХАН прав».

5 мая Г. ВАЩЕНКО и Е. БРЕСЕНДЕН от имени пятидесятников СССР обратились к христианам всего мира. Обращение призывает зарубежных христиан всех направлений ходатайствовать перед своими правительствами о том, чтобы те согласились принять пятидесятников на жительство в свои страны. Причиной их эмиграции, говорится в обращении, является «религиозная нетерпимость в СССР. Авторы считают, что с 1938 по 1945 гг. в СССР были запрещены все христианские богослужения и закрыты все церкви. О нынешнем положении христиан Веры Евангельской сказано: «Священнослужители не имеют права посещать паству и собираться вместе для решения религиозных вопросов. Если это делается подпольно, с большим риском, который нередко заканчивается арестом. Так, например, только в городе Черногорске за последние годы и до настоящего времени были осуждены за религиозные убеждения около 30 мужчин и женщин и приговорены к различным срокам (от 3 до 10 лет) тюремного заключения, лагерей и ссылок... Мы не имеем права и возможности быть искренне верующими в нашей стране, воспитывать своих детей в религиозном убеждении, проповедовать Евангелие другим. Мы не имеем духовной литературы, так как она в эти годы почти всюду была изъята у нас: Библия, Евангелия, Сборники духовных песен».

7-го мая 188 пятидесятников обратились с открытым письмом к Президенту США. В письме говорится: «С 16 апреля 1973 года по настоящее время мы безрезультатно ходатайствуем об эмиграции. Все должностные лица нам отвечают, что они не могут разрешить нам выезд, поскольку мы не имеем приглашения ни от родственников, ни от правительства. У нас нет родственников за границей, и потому мы обращаемся непосредственно к Вам, г-н Президент, с просьбой о принятии наших семейств на постоянное жительство в Вашу страну».

Тогда же, 7 мая, Г. Л. ВАЩЕНКО и Е. А. БРЕСЕНДЕН встретились с корреспондентом зарубежных газет и ответили на их вопросы. ВАЩЕНКО и БРЕСЕНДЕН рассказали о вмешательстве властей в дела общины, об угрозах и преследованиях, которым подвергаются верующие. Так, капитан УКГБ гор. Черногорска ИКОННИКОВ и прокурор по надзору г. Красноярска говорили им: «Вас скоро не будет, мы вас сотрем в порошок, сошлем на Крайний Север к белым медведям. Там для вас строят зоны. Там на вас испытают атомную бомбу». За проведение богослужебных собраний на участников накладываются штрафы в размере 30-50 рублей, руководителей общин часто арестовывают.

Верующие-пятидесятники практически не имеют возможности получить образование. Зам. начальника ИТК-27 Приморского края БОГДОНОВИЧ сказал Евгению БРЕСЕНДЕНУ: «Мастер или инженер - прежде всего воспитатель. Воспитатели, имеющие религиозные убеждения, воспитатели-пятидесятники, нам не нужны».

ВАЩЕНКО и БРЕСЕНДЕН отвергли обвинение в том, что обряды общины вредны для здоровья. ... По этому поводу БРЕСЕНДЕН и ВАЩЕНКО заявили: «Врачи, медицинские выводы которых служат основанием для запрещения наших общин и для нашего заключения в тюрьмы, либо выполняют приказания, либо из-за своего материализма заранее убеждены, что всякая искренняя вера в Бога - это психическая болезнь.

Пусть к нам приглашают не врачей - воинствующих атеистов и работающих по заданию органов, а комиссию из Международного Красного Креста, и тогда весь мир узнает, что подрывает наше здоровье - наши молитвенные собрания или непрерывные изматывающие преследования и годы заключения в лагерях и тюрьмах с их жестоким и бесчеловечным режимом».

Были в те времена и очень печальные случаи. Так, в г.Кривом Роге при невыясненных обстоятельствах погиб Иван Васильевич Библенко. В 1974 году он освободился из мест заключения, где отбывал срок за веру. 13 сентября 1975 года он отправился в Днепропетровск на религиозный праздник. Домой он уже не вернулся. Две недели поисков не дали никаких результатов.

26 сентября семья получила телеграмму, в которой сообщалось, что И.В.Библенко умер в больнице им.Мечникова. В заключении о смерти сказано, что смерть наступила в результате травмы головы, полученной 13 сентября в автомобильной аварии. Но еще во время поисков родные узнали в ГАИ, что ни 13-го, ни 14-го аварий на дорогах не было.

“Основываясь на том, что родные Библенко получали противоречивые сведения, а факт его пребывания в больнице от семьи был скрыт, члены криворожской общины ЕХБ считают смерть Библенко результатом насилия. В жалобе-заявлении Брежневу, Подгорному, Руденко община просит “произвести расследование комиссией и найти истинную причину смерти и настоящих виновников”.

Было ли произведено расследование, ХТС не сообщает. Как правило, в таких случаях дело спускалось на тормоза.

Огромное число верующих на собственном опыте познакомились с самым “гуманным” в мире советским судом. Правосудием это назвать трудно, скорее – беззаконием.

В апреле 1975 года Калужский областной суд рассматривал дело Ивана Петровича Федотова (1929 г. р., строитель). Федотов был арестован 15 августа 1974 г. Ему 45 лет. Ранее он отбыл 10 лет в лагерях строгого режима, освободился в августе 1970 года. За последние 4 года дважды был вынужден переменить место жительства. Так, в Тульской области власти просто выписали его из домовой книги.

Федотова обвиняли по ст. 227 («Посягательство на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов»), 190-1, 191 («Сопротивление представителю власти или представителю общественности, выполняющему обязанности по охране общественного порядка») и 192 («Оскорбление представителя власти или представителя общественности...») УК РСФСР.

По ст. 227 ФЕДОТОВ обвинялся в организации незарегистрированных молитвенных собраний. В качестве вещественных доказательств были предъявлены 5 актов. В акте от 2 декабря 1972 г. было сказано: «26 человек верующих пели, т. е. справляли религиозные обряды. На столе была Библия и сборник песен издания 1968 г.” В акте от 5 июля 1973 г. «когда пришли, верующие сидели, беседовали, на столе ничего не было». В акте от 26 октября 1973 г. «Были гости в количестве 10 человек вместе с хозяевами. Во время составления акта ФЕДОТОВ сказал «Вы гестаповцы», отказался назвать культ верования, от подписи отказался». В акте от 2 июня 1974: «Был 31 человек, читали стихи, пели под гитару». В акте от 4 августа 1974 г. : «Собрание в количестве 150-180 человек, с молением, пением, бормотанием, было около 30 детей. При требовании назвать фамилии и показать паспорта отказались» (В последнем случае акт был составлен на свадьбе!).

Статьи 191 и 192 вменялись ФЕДОТОВУ за то, что, когда 26 октября 1973 г. представители власти (депутат райсовета РУДАКОВ, лейтенант милиции ЛОВКОВ и другие) перелезли через забор, ворвались к ФЕДОТОВУ в дом и лейтенант ЛОВКОВ схватил ФЕДОТОВА за грудь, ФЕДОТОВ сказал: «Вы как гестаповцы» и отстранил ЛОВКОВА.

Ст. 190-1 вменялись ФЕДОТОВУ, по-видимому, только за то, что на заседании административной комиссии райисполкома ФЕДОТОВ сказал, что коммунист ЛОМОВЦЕВ, главврач санэпидемстанции, - пьяница. Большинство свидетелей по этому эпизоду, члены административной комиссии, приписывали ФЕДОТОВУ слова: «Все коммунисты - пьяницы».

Судья вел себя очень грубо. Когда свидетельница Ольга ЛОСЕВА спросила, в чем обвиняется подсудимый, судья ответил: «Мы тебе должны задавать вопросы, а не ты нам». Когда О. ЛОСЕВА начала было говорить: «Я обязана...», судья прервал ее: «Вот именно, что обязана. Иди, расписывайся!» Когда свидетельница Наталья ЛОСЕВА стала подробно рассказывать о вторжении милиции в дом ФЕДОТОВА 26 октября 1973 г. (см. выше), судья тоже прервал ее: «Ну, хватит, хватит. Вы тут совсем митинг устроили. Кто это так вас подзавел против советских органов милиции?!» В ответ на возражение Н. ЛОСЕВОЙ: «Ну, я же как свидетель имею право рассказать в свободной форме все по делу, что мне известно» - судья обрезал ее: «Это Вы у себя там свои права требуйте, а здесь Вы пришли на суд».

Прокурор в своей речи утверждал, что ФЕДОТОВА судят не за убеждения, а за нарушение законов: «...Он организовал группу пятидесятников с вовлечением несовершеннолетних детей и 17 человек баптистов... Действия группы ФЕДОТОВА носят антиобщественный характер, направлены на невыполнение советских законов, хотя в проповедях это открыто не говорится...

Прокурор потребовал для ФЕДОТОВА 5 лет лишения свободы.

Кроме того, он потребовал привлечь свидетелей П. И. ПЫЖОВА, М. И. СМИРНОВУ и А. И. СМИРНОВУ к уголовной ответственности за отказ от дачи показаний.

В защитительной речи ФЕДОТОВ отверг принадлежность к группе «трясунов-пятидесятников». «Когда я приехал в Малоярославец, я не организовывал подпольной группы, но пришел в молитвенный дом... Я верующий христианин и никогда не прятался, к нам приходили представители власти, присутствовали на богослужении. Я не врежу здоровью граждан. Все присутствовавшие дети были дети верующих родителей и верующими они стали до меня». Отверг он и обвинения по другим статьям. В последнем слове Иван ФЕДОТОВ также отрицал свою виновность и просил суд учесть, что на его иждивении старая мать, не получающая пенсию, больная теща, брат-инвалид I группы и жена, «и как запросил гражданин прокурор 5 лет строгого режима по ст. 227, и так как я не виновен, ограничиться моим отсиженным сроком и заменить 5 лет строгого на 5 лет ссылки».

Суд приговорил ФЕДОТОВА к 3 годам ИТК строгого режима.

ХТС публикует сотни случаев бесправных судов, арестов, обысков. Верующие подвергались штрафам, в 2-3 раза выше, чем их заработная плата или пенсия. Их увольняли с работы, лишали родительских прав. В общем, оказывались все возможные способы давления. Верующий раз и навсегда портил себе анкету, если только... не отрекался. В Советской стране право на жизнь могло быть только у атеистов.

Андрей Дербенев


Назад Дальше Вверх Написать

Сайт создан в системе uCoz