|
|||||||||||||||||
N 08 август 2004 |
Общество |
Город надежды |
Воскресная проповедь |
Точка невозврата |
Свидетельство |
Герой нашего времени |
Исторические заметки |
Узники совести |
Книжный переплет |
После эпохи атеизма |
он + она |
Мудрая жена устроит дом свой |
Уроки жизни |
Когда финансы поют романсы... |
Культурный слой |
Хроники Льюиса |
Культурный слой
|
Книги английского профессора приводили ко спасению
Клайв Стейплз Льюис известен широкому кругу читателей прежде всего как создатель знаменитого цикла сказок «Хроники Нарнии». Искушенный читатель вспомнит и его фантастические романы, поразившие критиков своей глубиной и философичностью. Однако К.С. Льюис не только сказочник и фантаст, но и автор богословских трактатов, литературоведческих исследований и поэтических сборников. Его книги – это искусные аллегории, затрагивающие важнейшие духовные искания человеческой души.
Летней ночью 1929 года в одном из окон Оксфордского колледжа горел свет. В этом окне случайный прохожий мог разглядеть темную фигуру, расхаживающую по комнате. Если бы чопорным преподавателям или благовоспитанным студентам филологического факультета пришло в голову бродить в столь неурочное время по территории колледжа, они бы без труда узнали в этой фигуре преподавателя кафедры английской литературы Клайва Стейплза Льюиса. Свет горел именно в его кабинете.Пожилой сторож, шаркая по стертой множеством ног лестнице, поднялся на второй этаж и постучал в двери кабинета.
- Все давно разошлись по домам, сэр. Время позднее, не желаете ли и вы отправится домой? Может, мне вызвать для вас машину, сэр? - вежливо обратился старый Джимс к запертой двери.
- Оставьте меня в покое! - раздался раздраженный голос Льюиса. – Я занят важным делом!
Качая седой головой, старик отошел от дверей кабинета и тихо зашаркал к своей каморке. Спорить с Льюисом было бесполезно. Среди коллег и студентов тот был знаменит не только своим блестящим аналитическим умом, незаурядными ораторскими способностями и агрессивностью в интеллектуальных баталиях, но и чрезвычайно грубыми манерами.
Льюис перевел дух и вновь принялся измерять шагами пространство кабинета. Он не мог идти домой. Он не мог стоять на месте. Он попробовал успокоиться, взять себя в руки, но не смог.
Сторонний наблюдатель сказал бы, что этот человек сильно нервничает – уважаемый преподаватель одного из самых престижных учебных заведений Англии метался по комнате, словно лев в клетке. Он словно разделился на две половины – первая была готова полностью признать свое интеллектуальное поражение, вторая же страдала от уязвленной гордости.
Ученый, писатель, поэт, филолог, литературовед и богослов Клайв Стейплз Льюис родился 29 ноября 1898 года в Белфасте (Ирландия) в семье стряпчего.
С детских лет Клайв интересовался мифологией и литературой. В 1917 году он блестяще выдержал экзамены в Оксфордский университет, но вскоре молодому Льюису пришлось уйти на фронт. Получив ранение шрапнелью, которое раз и навсегда освободило его от армии, Льюис вернулся в университет и закончил образование, после которого ему предложили преподавать английскую словесность в колледже Св. Магдалины.
Воспитанный в набожной семье, Льюис потерял веру в Бога, когда ему было всего 10 лет. Это произошло после смерти матери, которая умерла, оставив на попечение отца двух сыновей - тринадцатилетнего Уорни и десятилетнего Клайва. Однако Льюис-старший, алкоголик и деспот, не пожелал заботиться о детях, и две недели спустя ребята были отправлены в английскую частную школу-интернат. Маленький Клайв Льюис тосковал по матери, а своего отца презирал, обвиняя его во всех бедах семьи. И уж тем более Клайв не собирался доверять Отцу Небесному, который лишил его матери и любви отца.
До тридцати девяти лет Льюис твердо стоял на позициях атеизма и критики христианского вероучения, презрительно называя Евангелие «дешевым вымыслом».
Но в эту летнюю ночь 1929 года Клайв Стейплз Льюис готов был отказаться от своих убеждений… Накануне днем он повстречался с Богом.
Эта встреча, перевернувшая его жизнь, произошла в довольно обыденной и мирной обстановке автобуса. Тридцатидевятилетний преподаватель Оксфорда внезапно почувствовал себя комом снега, который сейчас начнет таять, почувствовал невидимый корсет, который вот-вот задушит его, если он от него не избавится. Интеллектуал Льюис осознал – не разумом, но сердцем - что всю жизнь он находился в оковах рационализма и эгоизма, отвергая Творца всего сущего. Весь день Клайв не мог найти себе места от волнения. Летней ночью 1929 года в своем кабинете в колледже он встал на колени и, переступив через гордость, неохотно признал перед Господом, что Бог есть Бог.
После той памятной ночи Льюис тесно сдружился с профессором Дж.Р.Р. Толкиеном - создателем самого знаменитого мифа XX столетия о Средиземье и искренне верующим христианином. Однако окончательное обращение к Христу произошло через два года, 28 сентября 1931, когда Льюис окончательно смирился перед Творцом. Этому в какой-то мере поспособствовал и Толкиен. Накануне он до утра проговорил с Льюисом, свидетельствуя ему об истинности и правдивости Евангелия. Чудо в жизни Льюиса произошло. Он уверовал во Христа как в Сына Божьего. Сам Льюис попытался «разъяснить» свое обращение в мемуарах, озаглавленных «Восхищен Радостью», однако, объяснения не удались. Удалось нечто большее: серьезное, глубокое и вместе с тем восторженное свидетельство о Боге. В Евангелии есть замечательный стих: «Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия. Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа…» (2-Тим 1: 7-8).
И Льюис не стыдился. Его первая книга - «Кружной путь, или Возвращение паломника» – вышла уже весной 1932 года. В 1940 он пишет «Страдание» - книгу на сложнейшую богословскую тему, в 1941 - знаменитые «Письма Баламута». В них мелкий бесенок, приставленный к новообращенному христианину, пишет старшему бесу в ад отчеты о достижениях и провалах своего искусительства. С этой книги, анализирующей основные проблемы духовной жизни христиан, началась мировая известность Льюиса. Тираж «Писем Баламута» превысил миллион экземпляров, а Льюиса пригласили выступать с лекциями-проповедями о христианстве на радио. Его передачи выходили каждую среду по вечерам. Из этих радиобесед родилась книга «Просто христианство». В 1945 г. последовала «Расторжение брака», в 1947 – серьезнейший трактат «Чудо». В эти же годы Льюис пишет три захватывающих фантастических романа. Первый - о космическом путешествии - «За пределы Безмолвной планеты» посвящен дохристианской части Символа Веры - рассказу о том, что такое Творение, Промысел, Смерть, Воля Божия, Ангелы. «Переландра» - эффектный фантастический рассказ о неудавшемся грехопадении. Роман «Мерзейшая мощь» – это аллегорическая история о противостоянии Церкви Христа, и того, что апостол Павел назвал «церковью сатаны», и что Льюис увидел в фашизме и коммунизме. Однако в силу того, что не все читатели и критики были знакомы с Библейскими текстами, часто эти романы понимались превратно.
Книги не принесли Льюису богатства, зато принесли нелюбовь и зависть большинства преподавателей университета, которые не могли смириться с тем, что их коллега стал знаменитым писателем. Косо смотрели не только на его известность, но и на Евангелие, которое Клайв С. Льюис не уставал проповедовать.
В 1948 году Льюис потерпел поражение в публичном диспуте о его книге «Чудо». Поражение автор книги переживал болезненно, но скоро сам понял свою ошибку - он слишком сильно верил в возможность своими доводами доказать недоказуемую веру, еще не осознавая, что важны не столько аргументы, сколько распятый Христос. Урок смирения был усвоен Льюисом прочно – прекратив анализировать, он принял Евангелие таким, как оно есть – и написал свое самое известное произведение – «Хроники Нарнии».
«Хроники» состоят из семи сказок. Как в Библии семь дней - это семь эпох мировой истории, так и у Льюиса вся история Нарнии - от ее создания до гибели - дана в семи эпизодах. В эту сказочную страну могут попасть только дети (здесь можно вспомнить слова Иисуса «Будьте как дети, и войдете в Царствие Небесное»), с которыми в мире Нарнии происходят невероятные приключения.
Первая сказка - «Племянник чародея» - рассказывает о Сотворении мира, «Лев, колдунья и платяной шкаф» - о предательстве, Искуплении через Распятие и о Воскресении Христа. Сказка «Принц Каспиан» - о вере в невидимого Христа. «Конь и его мальчик» - о постепенном открытии Христа человеком. «Покоритель зари или плавание на край света» - о жизни в Церкви и важности покаяния, «Серебряное кресло» – о необходимости соблюдать Божию заповедь. Седьмая сказка - «Последняя битва» – об Антихристе, Втором Пришествии Христовом, о Страшном Суде и Небесном Иерусалиме. В «Последней битве» действие начинается с того, что обезьян Хитр наряжает ослика Недотепу в львиную шкуру, выдавая его за Великого Льва Аслана. Фальшивый Аслан начинает отдавать такие страшные приказы, что жители Нарнии не знают, что им делать и кому верить. Нарнию охватывает ужас. Хитр пытается убедить жителей Нарнии в том, что жестокая и кровожадная богиня Таш и Аслан – это одно и то же лицо, и преуспевает в этом. Многие нарнианцы переходят на сторону демоницы по имени Таш. Разгорается решающая битва сил добра и зла между нарнианцами и поклоняющимися демону тарханцами. Битва заканчивается с приходом Аслана и воцарением прекрасного мира.
Евангельская основа «Хроник Нарнии» очевидна. В них есть и полемика с атеизмом («Серебряное кресло»), и притча о покаянии (Аслан, сдирающий шкуру дракона с мальчика Юстеса в «Повелителе зари»). Создатель мира Нарнии – золотой, сияющий, добрый и мудрый лев Аслан. Как писал в своих письмах читателям сам К.С. Льюис, «...Имя я взял из “Тысячи и одной ночи”. Так по-тюркски будет лев. Сам я произношу Аслан. Разумеется, я имел в виду Льва от колена Иудина (Откр. 5.5)».
Но самое удивительное заключается в следующем - несмотря на то, что в детских сказках Льюисом затронуты такие важные теологические темы, это нисколько не мешает восприятию волшебного мира сказки. В «Хрониках Нарнии» нет сухой дидактики – напротив, каждая строчка в ней дышит любовью, чудесами и Божьим светом.
Невозможно не влюбиться в эту сказку – настолько увлекателен сюжет, да и весь мир волшебной страны Нарнии, сотворенный песней Аслана – Великого Льва. Кто-то очень удачно заметил, что «Хроники Нарнии» написаны с любовью о Книге Любви - Евангелии». За день до своей смерти, 21 ноября 1963, Льюис напишет мальчику Филиппу: «Забавно, что все дети, которые мне пишут, сразу видят, кто такой Аслан, а взрослые — никогда!»
Летом 1954 года Льюис, наконец, стал профессором - но не в Оксфорде, а в Кембридже. Ему было 56 лет. Неожиданно для всех друзей, считавших его убежденным холостяком, Льюис женился на американской журналистке Джой Дэвидмен. Его брак был так удивителен, что о нем написали пьесу, которая идет сейчас в Англии. Американская журналистка стала христианкой, читая книги Льюиса. В начале 50-х годов она вступила с ним в переписку, затем приехала в Англию и полюбила его. События развивались медленно, Льюис привязывался к ней, но совсем не хотел жениться. Но Дэвидмен заболела - и он обвенчался с ней в больнице. Только спустя два месяца после свадьбы врачи констатировали – у Джой рак, и проживет она не больше двух лет.
Счастье с Клайвом длилось ровно два года. Супруги даже съездили в путешествие по Греции, а после этой поездки, 13 июля 1960 г, Джой скончалась.
Какую боль испытал Льюис после смерти жены, можно прочесть в его последней книге: «Горе изнутри». Критики, да и сами читатели называли эту книгу страшной. В ней Льюис судился с Богом с силой, подобной силе Иова. Многие читатели были убеждены, что Льюис просто потерял веру в Господа. Но на самом деле он дошел до глубины веры и нашел там Сына Божия - Распятого и Воскресшего.
Известный писатель, профессор, доктор литературы Квебекского, Манчестерского, Дижонского и Лионского университетов, почетный член советов оксфордского колледжа Св.Магдалины и кембриджского Университетского колледжа, член Королевского литературного общества, удостоенный почетной медали фонда Карнеги, Льюис никогда не забывал о Том, Кому он был обязан всем, что у него было. Каждая книга К.С. Льюиса проповедовала Евангелие, утешала, назидала и спасала людей от неверия. «Словом свидетельства своего» (Откр 12: 11) он победил горе и разочарование не только в своей жизни, но и в жизнях многих людей. До самого конца он не переставал свидетельствовать о своем Господе.
22 ноября 1963 г. Льюис умер, соединившись с Ним.