![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||||||
![]() |
|
||||||||||||||
![]() |
N 04 апрель 2005 |
вместо некролога |
Имя в Книге Жизни |
общество |
Предпринимательский дух и протестантская этика |
гость редакции |
Болезнь бедных и голодных |
всемирный день здоровья |
Туберкулез - проклятие воров |
антитабак |
Быть успешным – модно, а быть здоровым...? |
60-летие Победы |
О нем молилась мама |
60-летие Победы |
Младший лейтенант медсанбата |
уроки жизни |
Хорошая смерть? |
семья |
Храни свою невинность |
палитра |
Библейское послание Марка Шагала |
![]() ![]() ![]() |
общество
|
Девятого марта сего года на заседании Попечительского Совета Фонда Национальная Утренняя молитва была заслушана и одобрена «Декларация о морально-нравственном и социальном служении евангельских христиан России». Авторы «Декларации» справедливо рассматривают в качестве одной из главных причин проблем социально-экономического развития страны гражданскую пассивность людей при низком стандарте общественной и трудовой морали.
Проблема бедности в ее психологическом аспекте представляет собой проблему иждивенчества. «Иждивенчество стремление во всем рассчитывать на помощь других, а не на свои силы» говорит нам словарь С. Ожегова.
Российская служба занятости отмечает парадокс: с одной стороны, очереди безработных, с другой, огромное количество вакансий. По многим вакансиям предложение превышает спрос до 46%. Выходит, мы просто хотим поменьше работать, но побольше получать.
Различными экспертами предлагается множество рецептов излечения «болезни» иждивенчества: и осуществление в полной мере института частной собственности, и оплата труда в соответствии с его истинной стоимостью, и поощрение активности и ответственности уже у детей. Лев Аннинский, критик, подводит черту под всеми предложениями: «Таков уж менталитет нашего народа: когда припрет, совершаем подвиги, но работать каждый день, как немцы, ну нет, русский человек на это не пойдет!» («Литературная газета», № 23, 2004).
Ну, как тут не вспомнить сказочного Емелю, который, сидя на печи, решал свои проблемы «по щучьему велению». И не впасть в пессимизм: таков, мол, у нас, русских, национально-исторический характер.
Но если от сказок перейти к конкретным историческим примерам Так, с полной уверенностью можно сказать, что своим успехом НЭП в 20-30-ее гг. была обязана предпринимательскому духу в людях, доставшемуся в наследство от старого режима. За столь короткое время после гражданской войны, голода и разрухи, Россия смогла добиться экономического роста только благодаря трудолюбию и инициативе «кооператоров». Постепенно новый режим вытравил этот предпринимательский дух, а нам всем сегодня хорошо известна сентенция: «инициатива наказуема», утвердившаяся в коммунистическую эпоху.
Но и сегодня мы можем наблюдать народное безумство под названием «свои шесть соток». Трудолюбив русский народ вопреки всем сказкам. А «Декларация», о которой речь шла выше, имеет своей целью доказать, что «через духовное возрождение человека, принявшего Иисуса Христа своим личным Спасителем», можно добиться решения всех основных экономических проблем. Можно к такому заявлению отнестись критически, можно покрутить у виска, но вот факты говорят сами за себя. Протестантская Европа (правда, «старушка» сегодня поступилась христианскими ценностями) и современные США пример классический. Для более объективного сравнения нам лучше обратить внимание на одну из малоизвестных стран, плетущихся где-нибудь в конце международного рейтинга.
До недавнего времени в городе Альмалонго, в Гватемале, царило беспробудное пьянство. На город, с населением 19 000 человек приходилось 36 баров и 4 тюрьмы. Полиция не справлялась со своими обязанностями, на улицах ежедневно происходили драки, все население влачило нищенское существование. Сегодня маленький городок Альмалонго еженедельно отправляет на экспорт тонны лучших овощей, восстановлено сельское хозяйство, вырос оборот торговли. Из 36 баров осталось 3, многие из них переоборудованы в евангельские церкви (их 20). И все это благодаря тому, что в Альмалонго пришло духовное возрождение.
Чтобы ответить на вопрос, возможны ли радикальные общественные преобразования через духовное возрождение, можно указать и на город Кали (Колумбия), и на кенийский Кьямбу, а также на калифорнийскую долину Хемет. Во все эти и множество других мест пришел Бог, и пришло экономическое процветание.
Еще Макс Вебер, известный социолог, в начале XX века исследовал связь между экономическим поведением и религиозными традициями («Протестантская этика и дух капитализма»). Он отмечал, что протестантское учение побуждает к предпринимательству. Однако труд Макса Вебера получил в России негативные оценки социологов (как и вся западная социологическая наука) и не принимается во внимание до сих пор. Исходя из вышеописанного, можно предположить, что в выводах Вебера все-таки есть рациональное зерно.
Бедность не порок, говорят в России, но на практике именно бедность оказывается страшнее богатства. Бедность несет социальную напряженность в общество. «Если свободное общество не сможет помочь многим бедным, оно не сможет защитить немногих богатых», говорил Джон Кеннеди. Но для этого необходимо социальное партнерство, о котором так много говорят теперь в России. Оказывается, внутри церкви существует и успешно действует модель такого социального партнерства.
Многие люди старшего поколения помнят коммунистический лозунг «От каждого по способностям, каждому по потребностям». Но мало кто знает, что это библейский принцип. Одно из первых упоминаний о социальной поддержке в церкви мы находим у апостолов. В Книге Деяния 2:44: «Все же верующие были вместе и имели все общее». Апостол Павел учил Коринфян: «Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтоб была равномерность» (2-е Коринф.8:14). Здесь не говорится, что у богатых непременно нужно отобрать их богатство и раздать всем по рублю, праведное богатство заработано умом и трудолюбием. Но в жизни бывают разные ситуации, которые не зависят от человека. И если в церкви кто-то оказывается в такой трудной ситуации, другие члены церкви оказывают необходимую помощь. Тем, у кого одно сердце и одна душа, делить между собой нечего. И здесь церковь не плодит иждивенцев, церковь учит, как удить рыбу. В церкви нет плебса древнеримских бедняков, которые считали труд позорным занятием. Церковь всегда поощряла честный труд.
Россия это не Запад. И безоговорочно примерять ту или иную внешнюю модель к российской действительности, конечно, не стоит. К примеру, президент В. В. Путин недавно сравнил малый бизнес в России с героизмом, а предпринимателям предложил давать медаль за мужество. Конечно, в шутку, но при сложившейся налоговой политике и бюрократической системе предпринимателям, действительно, приходится трудно. Хотя бюрократия все же не главная причина неудач. Дело в моральных стандартах трудовой и хозяйственной этики.
Попытка подвести хозяйственную практику под высокие стандарты в современной истории России уже предпринималась. На VIII Русском Соборе 2004 года был принят «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании», который должен был стать своеобразной библией российского бизнеса. Российский бизнес к библии отнесся скептически. «Может, это одна из форм давления? У большинства представителей бизнеса перспектива жить и трудиться по Божественным заповедям вызвала недоумение» удивился член бюро правления РСПП Олег Киселев.
«Свод» стал аналогом «Протестантской этики» Вебера, в которой рассказывается, как следование религиозным идеалам повлияло на зарождение капитализма в Западной Европе. Окажет ли общественное влияние нынешняя «Декларация» евангельских верующих, приведет ли ее исполнение к радикальным преобразованиям в социально-экономической сфере, покажет время.
Тем не менее, пункты «Декларации» непосредственно основаны на Священном Писании и отсылают нас к Библии, к Книге Притч Соломоновых: «Передай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся» (гл.16,3). Как оказалось, Книга эта учит и честному ведению бизнеса: «Неверные весы мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему» (гл.11,1). И обращает внимание на последствия лени: «Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложа руки, полежишь, и придет, как прохожий бедность твоя, и нужда твоя как человек вооруженный» (гл.24,34). Таким образом, Библия говорит о честности и трудолюбии. Чем не высокие стандарты хозяйственной практики человека?