Областная христианская газета НОВЫЙ ЗАВЕТ
 
N 04
апрель
2005
вместо некролога
Имя в Книге Жизни
общество
Предпринимательский дух и протестантская этика
гость редакции
Болезнь бедных и голодных
всемирный день здоровья
Туберкулез - проклятие воров
антитабак
Быть успешным – модно, а быть здоровым...?
60-летие Победы
О нем молилась мама
60-летие Победы
Младший лейтенант медсанбата
уроки жизни
Хорошая смерть?
семья
Храни свою невинность
палитра
Библейское послание Марка Шагала





Поиск

webmаster@yandex.ru

Назад Дальше Написать
общество

Предпринимательский дух и протестантская этика

Высокие стандарты бизнеса имеются в Библии

Девятого марта сего года на заседании Попечительского Совета Фонда Национальная Утренняя молитва была заслушана и одобрена «Декларация о морально-нравственном и социальном служении евангельских христиан России». Авторы «Декларации» справедливо рассматривают в качестве одной из главных причин проблем социально-экономического развития страны гражданскую пассивность людей при низком стандарте общественной и трудовой морали.

Проблема бедности в ее психологическом аспекте представляет собой проблему иждивенчества. «Иждивенчество — стремление во всем рассчитывать на помощь других, а не на свои силы» — говорит нам словарь С. Ожегова.

Российская служба занятости отмечает парадокс: с одной стороны, очереди безработных, с другой, огромное количество вакансий. По многим вакансиям предложение превышает спрос до 46%. Выходит, мы просто хотим поменьше работать, но побольше — получать.

Различными экспертами предлагается множество рецептов излечения «болезни» иждивенчества: и осуществление в полной мере института частной собственности, и оплата труда в соответствии с его истинной стоимостью, и поощрение активности и ответственности уже у детей. Лев Аннинский, критик, подводит черту под всеми предложениями: «Таков уж менталитет нашего народа: когда припрет, совершаем подвиги, но работать каждый день, как немцы, — ну нет, русский человек на это не пойдет!» («Литературная газета», № 23, 2004).

Ну, как тут не вспомнить сказочного Емелю, который, сидя на печи, решал свои проблемы «по щучьему велению». И не впасть в пессимизм: таков, мол, у нас, русских, национально-исторический характер.

Но если от сказок перейти к конкретным историческим примерам… Так, с полной уверенностью можно сказать, что своим успехом НЭП в 20-30-ее гг. была обязана предпринимательскому духу в людях, доставшемуся в наследство от старого режима. За столь короткое время после гражданской войны, голода и разрухи, Россия смогла добиться экономического роста только благодаря трудолюбию и инициативе «кооператоров». Постепенно новый режим вытравил этот предпринимательский дух, а нам всем сегодня хорошо известна сентенция: «инициатива наказуема», утвердившаяся в коммунистическую эпоху.

Но и сегодня мы можем наблюдать народное безумство под названием «свои шесть соток». Трудолюбив русский народ вопреки всем сказкам. А «Декларация», о которой речь шла выше, имеет своей целью доказать, что «через духовное возрождение человека, принявшего Иисуса Христа своим личным Спасителем», можно добиться решения всех основных экономических проблем. Можно к такому заявлению отнестись критически, можно покрутить у виска, но вот факты говорят сами за себя. Протестантская Европа (правда, «старушка» сегодня поступилась христианскими ценностями) и современные США — пример классический. Для более объективного сравнения нам лучше обратить внимание на одну из малоизвестных стран, плетущихся где-нибудь в конце международного рейтинга.

До недавнего времени в городе Альмалонго, в Гватемале, царило беспробудное пьянство. На город, с населением 19 000 человек приходилось 36 баров и 4 тюрьмы. Полиция не справлялась со своими обязанностями, на улицах ежедневно происходили драки, все население влачило нищенское существование. Сегодня — маленький городок Альмалонго еженедельно отправляет на экспорт тонны лучших овощей, восстановлено сельское хозяйство, вырос оборот торговли. Из 36 баров осталось 3, многие из них переоборудованы в евангельские церкви (их 20). И все это благодаря тому, что в Альмалонго пришло духовное возрождение.

Чтобы ответить на вопрос, возможны ли радикальные общественные преобразования через духовное возрождение, можно указать и на город Кали (Колумбия), и на кенийский Кьямбу, а также на калифорнийскую долину Хемет. Во все эти и множество других мест пришел Бог, и пришло экономическое процветание.

Еще Макс Вебер, известный социолог, в начале XX века исследовал связь между экономическим поведением и религиозными традициями («Протестантская этика и дух капитализма»). Он отмечал, что протестантское учение побуждает к предпринимательству. Однако труд Макса Вебера получил в России негативные оценки социологов (как и вся западная социологическая наука) и не принимается во внимание до сих пор. Исходя из вышеописанного, можно предположить, что в выводах Вебера все-таки есть рациональное зерно.

Бедность не порок, говорят в России, но на практике именно бедность оказывается страшнее богатства. Бедность несет социальную напряженность в общество. «Если свободное общество не сможет помочь многим бедным, оно не сможет защитить немногих богатых», — говорил Джон Кеннеди. Но для этого необходимо социальное партнерство, о котором так много говорят теперь в России. Оказывается, внутри церкви существует и успешно действует модель такого социального партнерства.

Многие люди старшего поколения помнят коммунистический лозунг «От каждого по способностям, каждому — по потребностям». Но мало кто знает, что это библейский принцип. Одно из первых упоминаний о социальной поддержке в церкви мы находим у апостолов. В Книге Деяния 2:44: «Все же верующие были вместе и имели все общее». Апостол Павел учил Коринфян: «Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтоб была равномерность» (2-е Коринф.8:14). Здесь не говорится, что у богатых непременно нужно отобрать их богатство и раздать всем по рублю, праведное богатство заработано умом и трудолюбием. Но в жизни бывают разные ситуации, которые не зависят от человека. И если в церкви кто-то оказывается в такой трудной ситуации, другие члены церкви оказывают необходимую помощь. Тем, у кого одно сердце и одна душа, делить между собой нечего. И здесь церковь не плодит иждивенцев, церковь учит, как удить рыбу. В церкви нет плебса — древнеримских бедняков, которые считали труд позорным занятием. Церковь всегда поощряла честный труд.

Россия — это не Запад. И безоговорочно примерять ту или иную внешнюю модель к российской действительности, конечно, не стоит. К примеру, президент В. В. Путин недавно сравнил малый бизнес в России с героизмом, а предпринимателям предложил давать медаль за мужество. Конечно, в шутку, но при сложившейся налоговой политике и бюрократической системе предпринимателям, действительно, приходится трудно. Хотя бюрократия все же не главная причина неудач. Дело в моральных стандартах трудовой и хозяйственной этики.

Попытка подвести хозяйственную практику под высокие стандарты в современной истории России уже предпринималась. На VIII Русском Соборе 2004 года был принят «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании», который должен был стать своеобразной библией российского бизнеса. Российский бизнес к библии отнесся скептически. «Может, это одна из форм давления? У большинства представителей бизнеса перспектива жить и трудиться по Божественным заповедям вызвала недоумение» — удивился член бюро правления РСПП Олег Киселев.

«Свод» стал аналогом «Протестантской этики» Вебера, в которой рассказывается, как следование религиозным идеалам повлияло на зарождение капитализма в Западной Европе. Окажет ли общественное влияние нынешняя «Декларация» евангельских верующих, приведет ли ее исполнение к радикальным преобразованиям в социально-экономической сфере, покажет время.

Тем не менее, пункты «Декларации» непосредственно основаны на Священном Писании и отсылают нас к Библии, к Книге Притч Соломоновых: «Передай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся» (гл.16,3). Как оказалось, Книга эта учит и честному ведению бизнеса: «Неверные весы — мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему» (гл.11,1). И обращает внимание на последствия лени: «Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложа руки, полежишь, и придет, как прохожий бедность твоя, и нужда твоя как человек вооруженный» (гл.24,34). Таким образом, Библия говорит о честности и трудолюбии. Чем не высокие стандарты хозяйственной практики человека?

Андрей Дербенев

Назад Дальше Вверх Написать

Сайт создан в системе uCoz