Областная христианская газета НОВЫЙ ЗАВЕТ
 
N 08,
август
2003
проповедь
Две важные истины
альтернативная
служба
Теперь можно вместо
службы в армии творить
дела милосердия
издательство
КНИГА ЖИЗНИ представляет
служение
Забота о женщине,
забота о ребенке
общество
Сильным тоже
нужен Бог
линия жизни
Никто не верил
в чудо
Верный человек
богат благословениями
отношения
Достигайте любви
мировое кино
QV? Куда идешь?
молодежь
Летний лагерь
клуб "Пилигрим"
Дарите людям 
добро, дарите...





Поиск

webmaster@yandex.ru

Назад Дальше Написать
мировое кино

QV? Куда идешь?

Новая экранизация романа Генрика Сенкевича «Кво вадис?», отмеченного в 1905 году Нобелевской премией.

Знаменитый роман Генрика Сенкевича «Куда идешь?» пережил уже не одну экранизацию. Первый фильм назывался «Нерон» и был снят братьями Люмьер еще 1899 году, его хронометраж был всего 30 секунд. Затем были экранизации 1901, 1909 года. Трагичными оказались съемки итальянской картины в 1924 году: львы разодрали на части актера, игравшего Сенеку. Голливуд взялся за роман в 1951 году, а шестисерийная телепостановка снята в 1985 году.

Очередной фильм был поставлен земляком писателя - польским режиссером Ежи Кавалеровичем. Мечта снять этот фильм возникла у Кавалеровича еще 35 лет назад, сразу же после съемок знаменитого «Фараона». Но такая возможность появилась только сейчас, когда польское кино понемногу стало преодолевать затянувшийся кризис.

История мученичества первых христиан при императоре Нероне известна всему миру. Впервые она зафиксирована в «Анналах» Корнелия Тацита. Именно с Тацитом в руках Сенкевич путешествовал по Риму, когда собирал материал для своей книги. Но в большей мере благодаря книге Сенкевича, переведенной на 48 языков в 80 странах, мы и знаем о тех кровавых событиях.

С первых кадров на зрителя обрушивается погрязший в пороках языческий Рим, смесь из воинских амбиций, буйных оргий, соревнующихся в лести императору патрициев - вся та среда, в которой живет римская аристократия. В которой варится и самовлюбленный солдат империи Марк Виниций.

Орел - символ римской власти. Рыба - символ первых христиан. Рыба - заложница Рима. Как и Лигия - одна из тайных христианок, дочь царя-варвара, оставившего ее в залог римлянам. Марк Виниций - орел империи, как и подобает хищнику, пытается завладеть Лигией, пока не сталкивается с христианской моралью и не понимает своего вероломства.

Фильм подтверждает первоисточник. Это не история Римской империи. Это история всепобеждающей и спасающей Любви. Режиссер постарался, чувствуется, что Любовь - сила. Любовь изменила душу Марка Виниция, переродила его из наглого воина Рима, поступающего по формуле «правда за сильным», в доброго кроткого христианина. Так же, как Божья Любовь изменила душу мира. «Греция создала красоту и искусство. Рим - могущество. Христиане научили мир любить».

В своем творчестве Ежи Кавалерович исследует тему власти. Тоталитарная власть - власть страха. Как и любой император, Нерон боится заговора. За лестью приближенных опять же стоит страх. Вся имперская политика пронизана страхом сверху донизу. Но власть тирана, в отличие от власти Любви, рано или поздно умрет. Совершенная Любовь изгоняет страх.

Убийца матери, жены и брата, Нерон оставил свой кровавый след в истории. Лицедействуя, он предает людей на смерть. Над горящим Римом Нерон разыгрывает сцены из «Энеиды» Вергилия. Рим, как и Троя, - один огромный жертвенный костер. Слышна лишь песнь полоумного жестокого тирана над задыхающимися, обожженными жителями: «Горе, горе тебе, священный град Приама!» Из 14 районов Рима уцелевшими остаются только 4.

Но если для большинства римлян страдания вскоре заканчиваются, и народ уже требует хлеба и зрелищ, то для христиан муки только начинаются. Время предательства - Иуда приходит в Рим. Килон, которому не раз христиане прощали его злодеяния, вновь становится лжесвидетелем и осведомителем. Он открывает тайные места собраний верующих и свидетельствует против них. Философствуя, Килон предает христиан, пытаясь стать ближе к трону. Но Килон - достаточно сложный образ, а не просто предатель. Именно он впоследствии находит в себе мужество публично обвинить императора в преступлениях.

Нерон перекладывает на христиан вину за поджог Рима. Народ, достойный своего правителя, жаждет мести: «Львов на христиан!»

Заметив в титрах имя Богуслава Линды в роли Петрония, первоначально сомневаешься в его способности воплотить на экране столь драматичный и трагичный образ. Известный по фильму «Охранник для дочери» (телохранитель дочери местного мафиози), Богуслав Линда тем не менее роль не провалил. Вскрывший себе вены Петроний олицетворяет своей смертью начало упадка Римской империи смерть всего того, во что еще верили римляне: славы и могущества, поэзии и красоты. И сцена эта польским актером сыграна на грани реальности, какая только может быть в кино. Сопереживание уходящему герою, благородному и справедливому патрицию, пусть даже не христианину, не меньше, чем сострадание мученикам за веру.

К сожалению, в фильме нет завершенности образов апостолов Петра и Павла, которые, как известно, нашли в Риме мученическую смерть. Правда, и у Сенкевича нет точного описания казни апостолов. «Смотрите, как умирает праведник, который знал Христа и проповедовал Его любовь», - говорила толпа вслед рыбаку, триумфальным шествием на казнь завершающему свое служение Церкви. По свидетельствам, Петр был распят вниз головой.

Апостол Павел над безумствующим Римом умирал спокойно. Еще раньше он написал: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды». Призвание, служение, искушение, мученичество.

Раннехристианские мученики стали семенем для Церкви Христовой. Она росла и крепла. Как писал Игнатий Антиохийский, замученный во втором веке: «Оставьте меня быть пищею зверей и посредством их достигнуть Бога. Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым»

Ему вторит Тертуллиан в своей Апологии: «Чем более вы истребляете нас, тем более мы умножаемся; кровь христиан есть семя».

Мученическая история Церкви продолжается. За последний год почти тысяча христиан заплатили жизнью за свою веру в Иисуса Христа, 629 были ранены и более 100 тысяч заключены в тюрьмы. Казалось бы, столько экранизаций, и вот, новая постановка. Неужели вновь появилась необходимость задать себе этот вопрос: «Кво вадис?» Да, такая необходимость появилась. Куда идешь, человек? Куда идешь, мир? В чем актуальность и современность фильма?

Фильм - новый «Стоп!» человечеству. Новая попытка оглянуться на корни христианства и найти потерянное - ту соль, которая сохранит мир от разложения.

Современному зрителю нужен этот фильм больше, чем бесконечные боевики или комедии. Прикосновение к истории раннего христианства через сострадание мученикам за веру позволяет осознать ценность этой веры, ценность спасения. Когда в большей степени практикуется лишь номинальное христианство (посещение церкви только по большим праздникам, бездумное соблюдение обрядов и т.д.), не мешает увидеть отношение первых христиан к своей вере, к христианскому учению. Своей смертью они проповедуют нам спасение.

Слабость и гибель Римской империи началась с мученичества христиан. Языческий Рим предстает как прообраз будущей цивилизации. Внешне красивый и величественный, он опустошен внутри. Римляне не верят даже в своих богов, приносят им жертвы по принципу: если не поможет, так не повредит. Современные боги, как, например, деньги, тоже не смогут защитить в день бедствия. Что нужно миру: пожар очищения или жертва, принесенная за его грехи?

По словам режиссера, фильм не ставит точек, одни вопросы. «Вопрос: куда идет мир? - актуален как никогда», - говорит Кавалерович.

И сегодня, как и в первом веке, можно увидеть на Аппиевой дороге апостола Петра, вопрошающего: «Куда идешь, Господи?»

И ответ: «Я иду в Рим, на новое распятие».

Андрей Дербенев

Назад Дальше Вверх Написать

Сайт создан в системе uCoz