|
|||||||||||||||||||
N 12 декабрь 2003 |
С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ! |
ПОЗДРАВЛЕНИЕ Епископа церквей ХВЕП Уральского региона Эдуарда Анатольевича Грабовенко |
Фестиваль |
Рождество – это сказка? |
История |
«Тихая ночь, святая ночь...»: тайна самой знаменитой рождественской песни |
Акция |
Скажем наркотикам нет! |
общество |
Библия против «дедовщины» |
Репортаж из больничной палаты |
Сестры милосердия |
Воскресная проповедь |
Не оставляйте собрания своего |
C днем рождения! |
Евангельским христианам в России 90 лет |
он + она |
Семья - благословение или проклятие? |
Азарт |
Лотерейный билетик или удача на сдачу |
общество
|
«Командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не препятствует участию военнослужащих в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях»
(ст.16 п 4 закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»)
Косяки - это молодые люди, "косящие" от армии. Про таких начальники от Минобороны говорят, что они не любят свою страну. Патриоты или нет эти молодые люди, или причина в чем-то другом, в неуставных отношениях, например? Действительно ли "дедовщина" - ужасное явление в современной армии или правозащитные организации лишь наводят страх?
За последние семь лет в результате "неуставщины" было травмировано 9600 человек. Здоровью 2390 военнослужащих причинен серьезный вред, в том числе увечья. В 2002 году из частей ушли около 6 тысяч человек. 1600 подверглись "казарменному насилию" со стороны офицеров. Около 1200 и вовсе погибли. Теперь понимаешь солдатских матерей: отдать сына Родине служить и получить назад инвалида или того хуже - гроб - это не каждый выдержит. Матери доверяют генералам самое дорогое. Но зачастую генералам достаются награды, а матерям - слезы. Если на вопрос: кто виноват? - ответа не найти, то на второй вечный русский вопрос: что делать? - можно попытаться.
Армейская жестокость известна нам еще по рассказу Льва Толстого "После бала": строй солдат с шомполами, через который прогоняли солдата-татарина. Павловская муштра в нынешней армии, конечно, не применяется. Но унижений хватает и без этого.
Чтобы увидеть причинно-следственную связь между самоубийствами, воинскими преступлениями, побегами и "дедовщиной", не нужно быть семи пядей во лбу - она на лицо, факты говорят сами за себя. Каждое второе самоубийство и уклонение от военной службы обусловлено издевательствами, глумлением и унижениями военнослужащих. И не только со стороны "старослужащих", но и со стороны командного состава. Все помнят групповые побеги из воинских частей в начале этого года. Так, 4 января 24 солдата покинули часть у поселка Мга, в Ленинградской области. Причина - регулярные побои офицеров.
Было бы неправильным говорить, что "дедовщина" - сугубо армейское явление. Как заметил британский генерал Джон Хакетт: "Когда страна смотрит на свою армию, она смотрит в зеркало и видит собственное лицо". В тоталитарном государстве и армия соответствующая. Очевидно, что в добровольной армии климат помягче.
Но пока законодатели "двигают" реформу, можно уже сейчас что-то предпринять. Например, сделать воинские части (не секретные объекты, конечно) открытыми для общественного контроля. Этому были бы рады правозащитные организации, такие как Комитет солдатских матерей. Мне кажется, беспредела будет поменьше.
Есть и еще более кардинальные предложения: поменять замполитов на священников. "Любой солдат может к нему прийти, упасть на грудь и излить свою скорбь", - сказал протоиерей Дмитрий Смирнов, председатель синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами. "Строительство храмов на территории воинских частей - это явное нарушение запрета на создание религиозных объединений при воинских частях", - возразил капитан первого ранга Алексей Рябцев. Диалог этот проходил в ноябре на научно-практической конференции "Отечество. Армия. Церковь". Но споры спорами, а о душе солдата подумать надо.
Сошлемся на западный опыт, тем более что институт капеллана заграницей насчитывает не одну сотню лет (наверное, есть чему поучиться). Суть служения религиозных наставников в армии - духовная поддержка. Так как в армии служат представители различных конфессий, то среди капелланов есть и пастора, и священники, и раввины. Принцип демократии не дает обойти какую-либо из религий. Так, в ВМС традиционно протестантской Америки есть капелланы русской православной церкви, греко-православной церкви, и это ни у кого не вызывает недоумения. Обязанность капеллана - поддерживать религиозную свободу и моральный дух солдат. Для этого его готовит и учит церковь.
В таких армиях неуставные отношения - большая редкость, а если и случаются, то не спускаются на тормоза, а влекут за собой неминуемое наказание. Но и не из-за страха наказания верующий исполняет заповедь: возлюби ближнего… Полагаю, что верующие солдаты и офицеры в присутствии капеллана неспособны на неуставные отношения. Тогда слово расходилось бы с делом, вера не была бы подтверждена собственной жизнью.
О капелланах в последнее время задумались и в России. На попечительском совете Санкт-Петербургского Христианского Университета был поднят вопрос об организации кафедры, которая могла бы готовить капелланов для "силовых структур". Если проект будет утвержден, то "ковать" кадры будет факультет социальных служителей, который вот-вот откроется в "Логосе". Этим сейчас активно занимается член Академии наук, доктор социологии Владислав Бачинин.
По какому пути пойдет Россия - создание института капеллана или работа в воинских частях непосредственно священнослужителей - покажет будущее. Главное, что генералы и общественность приходят к пониманию, что вера солдата может положительно повлиять на его отношения с сослуживцами и офицерами, а Библия стать эффективным профилактическим средством против "дедовщины".