Областная христианская газета НОВЫЙ ЗАВЕТ
 
N 12
декабрь
2003
С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!
ПОЗДРАВЛЕНИЕ Епископа церквей ХВЕП Уральского региона Эдуарда Анатольевича Грабовенко
Фестиваль
Рождество – это сказка?
История
«Тихая ночь, святая ночь...»: тайна самой знаменитой рождественской песни
Акция
Скажем наркотикам нет!
общество
Библия против «дедовщины»
Репортаж из больничной палаты
Сестры милосердия
Воскресная проповедь
Не оставляйте собрания своего
C днем рождения!
Евангельским христианам в России 90 лет
он + она
Семья - благословение или проклятие?
Азарт
Лотерейный билетик или удача на сдачу





Поиск

webmaster@yandex.ru

Назад Дальше Написать
C днем рождения!

Евангельским христианам в России 90 лет

10 декабря в здании офиса Союза ХВЕП прошло празднование, посвященное 90-летию церкви ХВЕ в России

Десятого декабря в здании офиса Союза ХВЕП в России прошло празднование, посвященное 90-летию церкви ХВЕ в России. В течение всего 2003 года в городах и регионах России проводились праздничные мероприятия, концерты, богослужения, посвященные этой дате. Поздравить Союз ХВЕП в лице руководства и Старших пресвитеров Региональных Объединений пришли уважаемые гости: главы и представители протестантских Союзов, представители городской администрации, миссионеры.

С поздравительной речью выступил Андрей Григорьевич Сарычев – консультант отдела по взаимодействию с религиозными организациями Администрации Президента РФ: «Позвольте мне от отдела по взаимодействию с религиозными организациями главного управления внутренней политики Президента РФ поздравить и в вашем лице всех христиан веры евангельской - пятидесятников нашей страны со знаменательной датой – 90-летием евангельского пятидесятнического движения в России. За этот исторический период движение прошло этапы становления. Несмотря на сложности, возникшие на его пути, представители церкви всегда являлись частью нашего общества, делили все радости и горести нашей страны. Начиная с 90-х годов прошлого века, пятидесятнические церкви получили возможность развития и активно включились в жизнь нашей страны. Представляется, что это стало во многом возможным, благодаря принятию Конституции Российской Федерации, десятилетие которой мы будем отмечать на днях. Выступая вчера на заседании Совета законодателей, Президент В.В. Путин заявил, что Российская Конституция не исчерпала своего позитивного потенциала и необходимо использовать его, чтобы развивать нашу страну. Позвольте выразить уверенность, что дальнейшее утверждение конституционных принципов, в том числе права на свободу совести и вероисповедания, равенства религиозных организаций, будет способствовать конструктивному развитию пятидесятнического движения как составляющего духовную политику в нашей стране на благо».

Отдельные группы евангельских верующих, которые начали «испытывать знамения Святого Духа и говорить на иных языках», появились еще в Финляндии в 1907 году. В 1913 году первая церковь пятидесятников была создана в Петербурге.

Идейное своеобразие и свойственное пятидесятничеству разделение на массу различных организационных и богословских течений складывались в процессе противостояния государственной власти. Сталинские гонения прервали естественное развитие пятидесятничества и заставили верующих уйти в подполье.

Однако ни попытки властей уничтожить пятидесятничество, ни стремление растворить пятидесятников в общинах баптистов не стало поводом для отказа от фундаментальных истин их мировоззрения. Энергичное миссионерство и социальная активность остались основными практическими целями лидеров пятидесятничества и в тяжелый советский период. Этот фактор обеспечил мобильность в восприятии новых форм церковного служения в постперестроечный период. Лидеры пятидесятников советской эпохи оказали влияние на вновь рождающиеся общины ельцинского периода. Их идеология оказалась частично актуальной, а они сами приняли участие в формировании многообразного пятидесятнического течения.

Первая группа евангельских христиан возникла в 1911 году в Гельсингфорсе (сейчас - Хельсинки), столице Финляндии, входившей в тот период в состав Российской Империи. Основателем церкви стал пятидесятник Андрей Уршин. В том же 1911 году параллельно была образована община евангельских христиан в Духе Апостолов (ЕХДА) в Петербурге. Возглавили ее члены церкви евангельских христиан Александр Иванов и Николай Смородин.

Бурное распространение пятидесятнических общин сначала на Украине, а потом и в России, было связано с двумя другими течениями - воронаевским и шмидтовским. Они придерживаются классического пятидесятнического богословия даров Святого Духа. Воронаевское течение возникло в 1921 году, когда его глава Иван Воронаев создал первую церковь в Одессе. В начале 1920 года Воронаев создал русский отдел Ассамблеи Бога. В 1926 году по его инициативе был образован первый Союз пятидесятников на территории России. Воронаевцы называли себя христианами евангельской веры (ХЕВ).

Параллельно с воронаевцами в 20-е гг. на Украине начали проповедовать шмидтовцы, которые называли себя «христианами веры евангельской» (ХВЕ). В результате их работы в 1924 году в г. Кременце Тернопольской области был учрежден Союз пятидесятников, который с 1927 года возглавил лидер этого течения - Георгий Шмидт. К концу ХХ века практически все пятидесятники называют себя христианами веры евангельской (ХВЕ).

К концу 20-х гг., за десять лет экономической и религиозной свободы НЭПа, у воронаевцев появилось свыше 350 общин и 17 тысяч верующих, а у шмидтовцев - около 500 общин и 18 тысяч прихожан. Пятидесятники вели активную миссионерскую деятельность.

В 1928 году отношение к пятидесятникам со стороны властей ухудшилось. Иван Воронаев погиб в 30-х гг. в сталинских застенках.

В послевоенное время советские чиновники попытались включить пятидесятников во Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ). В 1945 году между епископами пятидесятнических церквей и лидерами ВСЕХБ было заключено соглашение. По официальным данным, по этому договору, к ВСЕХБ присоединилось 25 тыс. пятидесятников, объединенных в более чем 400 общин (Братский вестник, №2, 1946, с. 12). В основном, это были церкви Украины, Прибалтики и Белоруссии. Большинство российских пятидесятников существовало на нелегальном положении. Пятидесятникам пришлось доказывать, что они являются самостоятельным евангельским течением. Наконец после 1968 года разрешена регистрация автономных пятидесятнических общин.

Самые бескомпромиссные пятидесятники отказывались от любых отношений с атеистической властью. Уже в 1956 году на Украине был создан союз нерегистрированных пятидесятников, которые провозгласили своей целью евангелизацию, запрещенную законодательством. Подпольные общины в России подчинялись Киевскому епископату, так как на российской территории все видные лидеры пятидесятничества сидели в тюрьме. Только в 1971 году первым российским епископом нерегистрированного союза после длительного тюремного заключения стал Иван Федотов, отсидевший в лагерях за веру в общей сложности 18 лет.

Перестройка и последующее падение Советского Союза стало временем формирования новых течений и союзов в рамках пятидесятничества. Объединения советского времени приспосабливались к новым условиям, на основе консервативных общин рождались молодежные церкви. Все это многообразие «новых» и «старых» церквей, безусловно, составляет единое пятидесятническое движение. Сами верующие разных миссий и ассоциаций ощущают свое единство на основе евангельской доктрины и признания крещения Святым Духом. Учение о действиях и дарах Святого Духа стало причиной цельности разных ветвей пятидесятничества и основанием их общественной энергии.

В 1991 г Христиане веры евангельской – пятидесятники объединились в Союз христиан веры евангельской – пятидесятников в России (СХВЕП), созданный на основе общин, вышедших в конце 1980-х гг. из Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов, автономно зарегистрированных и части незарегистрированных общин. В 1997 г. в Союз вошла часть харизматических церквей. СХВЕП насчитывает более 85 тыс. членов, 57 региональных объединений, 1350 общин, более половины которых зарегистрированы (председатель – епископ П.Н. Окара).

Союз ХВЕП в России принимает широкое участие в решении нелегких социальных проблем, существующих в обществе.

Понимая ту угрозу, которую несёт российской нации всё более распространяющееся явление наркомании, Союз Христиан Веры Евангельской одним из первых начал открывать реабилитационные центры для больных наркоманией. В настоящее время в разных регионах Российской Федерации работает 123 реабилитационных центра. В них проходят реабилитацию и возвращаются к полноценной жизни не только нарко-и алкоголезависимые люди, но и лица без определенного места жительства. Следуя старой российской традиции о проявлении заботы и оказании помощи лицам, находящимся в местах лишения свободы, сотни волонтёров несут Евангелие и слова утешения в тюрьмы, помогая оступившемся людям надежно стать на путь исправления.

Каждое лето организуются сотни христианских лагерей, куда приглашаются дети из неблагополучных семей. Обычной практикой церквей Союза является посещение и оказание безвозмездной помощи домам престарелых, детским домам и интернатам.

В течение 2003 года на Дальнем Востоке, Сибири, Урале, а также в республиках и национальных округах проходили торжества, связанные с этой юбилейной датой. Торжественные богослужения, которые проходили на крупнейших стадионах и площадках страны, посетили десятки тысяч человек.

Основу Российского объединенного Союза Христиан Веры Евангельской (пятидесятников) (РОСХВЕ) составили объединившиеся в 1991 г. и до этого времени не регистрировавшиеся общины пятидесятников. В 1995 г. они создали Российский Союз Христиан Веры Евангельской «Церковь Божия», в который в 1997 г. вошла большая группа организаций пятидесятников различных направлений. Ныне Союз насчитывает около 100 тыс. членов, 14 ассоциаций и миссий, 1200 общин, более половины которых зарегистрированы (председатель – епископ С.В. Ряховский). РОСХВЕ активно развивает социальное служение среди наркозависимых людей (создание центров реабилитации) и лиц, находящихся в местах лишения свободы.

Действующие в различных странах мира адвентисты седьмого дня объединены в единую централизованную организационную структуру, включающую в России Западно-Российский союз объединений Церкви христиан – адвентистов седьмого дня (ХАСД), Восточно-Российскую и Кавказскую союзные миссии. Кавказская союзная миссия руководит, кроме Северо-Кавказского и Ростовского объединения, Азербайджанской, Армянской и Грузинской миссиями. Союз и миссии подотчетны Евро-Азиатскому отделению (ЕАО), осуществляющему руководство Церковью в странах СНГ. ЕАО – одно из 12 отделений Всемирной церкви АСД.

Президент Западно-Российского союза объединений Церкви христиан – адвентистов седьмого дня В.Д. Столяр уполномочен представлять церковь ХАСД в государственных и общественных организациях России. Социальное служение осуществляется в основном международным Адвентистским агентством помощи и развития (АДРА). Среди реализованных проектов в России – гуманитарная помощь в зоне конфликта в Чечне (1995-1996), пострадавшим от землетрясения в Нефтегорске (1995), от наводнения в Приморском крае (2000).

В феврале 2002 г. С.В. Ряховский, В.Д. Столяр и несколько других лидеров протестантских организаций подписали декларацию о создании Консультативного совета глав протестантских церквей России в целях координации совместной деятельности по установлению в обществе гражданского мира и согласия, по выработке единой позиции во взаимоотношениях с государством и религиозными организациями и объединениями, по содействию и поддержке благотворительной деятельности и социального служения.

В качестве наблюдателей в работе Совета участвует Евангелическо-лютеранская церковь в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии (ЕЛЦ) и Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии (ЕЛЦИ).

Взаимоотношения вышеуказанных религиозных организаций и органов государственной власти Российской Федерации носят в основном конструктивный характер. Их руководители участвуют в заседаниях Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве России, в различных общественно значимых мероприятиях, например, во II Межконфессиональной выставке “С верой, надеждой, любовью - в третье тысячелетие” (15-26 мая 2002 г., Всероссийский выставочный центр). На состоявшихся в марте-апреле 2002 г. форумах РСЕХБ и РОСХВЕ была выражена готовность этих Церквей активно участвовать в развитии нашего общества.

Назад Дальше Вверх Написать

Сайт создан в системе uCoz