Областная христианская газета НОВЫЙ ЗАВЕТ
 
N 07,
июль
2003
проповедь
Язык мал: великим человеком шатает
телекоммуникации
Телевизионная деревня
общество
Улицы города
соц. концепция
Социальная деятельность
страницы истории
XX столетие. Евангельское движение в России
линия жизни
Письмо в редакцию
интервью с Delirious?
Поклонение через призму музыкального бизнеса
будьте как дети
Дети России пишут Богу
клуб "Пилигрим"
Телеграмма любви





Поиск

webmaster@yandex.ru

Назад Дальше Написать
общество

Улицы города

Город, как огромный ненасытный паук, затягивает в свою паутину всех, кто беспечно ведет себя на его территории.

Мы жили в этом городе, но бывали ли мы на его улицах? Что значит в городе улица? Это лабиринты жизней и судеб, лабиринты страха и отчаяния, лабиринты боли и безнадежности… Были ли мы на этих улицах? Нам нравятся красивые витрины магазинов, сияющие огни кинотеатров, баров, клубов, солидные фасады банков, просто необычные старинные дома и яркие купола церквей. Людям свойственно тянуться к красоте, блеску, комфорту. Но все дело в том, что у города есть и другая сторона, о которой мы все знаем, но стараемся не обращать на нее внимания - зачем тратить зря свое драгоценное время? Это оборотная сторона города.

Если мельком взглянуть туда, ты увидишь неприглядную картину, недаром хочется поскорее пройти мимо. Здесь ты можешь встретить одетых в грязные лохмотья людей разных национальностей, которые сидят у обочины и устало просят у прохожих милостыню.

Здесь представители разного возраста оказались в одинаковой ловушке, из которой одни отчаянно пытаются найти выход, другие безучастно стоят в стороне, уже потеряв надежду и желание что-либо изменить. Наркотики, алкоголь, сигареты надежно держат их, а ведь когда-то все это казалось таким привлекательным и безобидным… Они надеялись, что у них хватит сил вовремя остановиться.

Здесь люди, дожившие до седин, думают о том, как быстрее оставить эти бессмысленные переулки, как скорее уйти… неизвестно куда. В этом огромном бурлящем жизнью и движением городе они оказались лишними. Все вокруг слишком заняты, чтобы обратить на них свое внимание.

Здесь можно встретить совсем маленьких и постарше детей, очень неопрятно одетых, обкуренных, голодными глазами заглядывающих в продуктовые прилавки. Где их родители, почему они не смотрят за своими детьми, почему они доверили их городу? Разве что милиционер обращает на них внимание, да еще те, у кого с прилавка они воруют продукты… А мы спешим, нам некогда задерживаться на этой стороне города.

Город зовет, он не терпит остановки! Потому мы все летим мимо, минуем то, что называем "серостью", "отсталостью", "убожеством" - до тех пор, пока сами не споткнемся ненароком о то, что еще недавно презирали. Споткнемся и упадем…

Улицы города зовут, они обещают свободу и много возможностей тем, кто всерьез задумывается вручить им свою жизнь и тем, кто делает это не задумываясь. Чем оборачивается эта "свобода" - уже другой вопрос. Ступившие на улицу, становятся не ее хозяевами, а пленниками, но другого выхода у них все равно нет…

Ненадолго все же остановимся и ступим на эту непривлекательную сторону улицы.

Взгляд с почтительного расстояния

Мальчик лет десяти-одиннадцати свободно расположился на обшарпанных ступеньках высотного дома. Входная железная дверь закрыта. Мальчик не испытывает никакого смущения, сидя на пыльных бетонных ступеньках, улица - его и первый и второй дом. Старая куртка, цвет которой определить невозможно из-за въевшейся грязи. Шершавые красные от холодного ветра руки трудно спрятать в карманах, которые слишком малы - курточка явно не его размера. Из-за кепки, закрывающей почти все лицо, его трудно рассмотреть. Замерзшими руками он расправил смятую сигарету, достал из кармана зажигалку и закурил.

Кому из нас придет в голову остановиться и подойти к этому ребенку? Сократить расстояние, разделяющее вас и его? Даже смешно - это ведь не наш ребенок! А сколько их таких в городе! А причем тут мы? Есть специальные социальные службы - пусть они и занимаются этим, это их работа! Что тут скажешь?..

Сокращая расстояние

Мне показалось, что я узнала этого мальчика, его зовут Артем. Мы познакомились с ним несколько месяцев назад, когда воспитатель детского дома привела его в школу и сказала, что теперь Артем будет учиться здесь. Я сразу прониклась симпатией к этому невысокого роста коренастому мальчишке. Что-то непередаваемо грустное было в его улыбке - она была какой-то слишком взрослой и в то же время наивно детской, доверчивой. Что еще меня удивило - этот дикий бегающий взгляд, как у маленького зверька, по чьей-то злой воле оказавшегося в клетке. Этот взгляд отличает многих беспризорников - он выражает отверженность, одиночество и в то же время готовность бросить вызов всем и вся, восстать против всего взрослого мира, который для них олицетворяет равнодушие и бесконечные запреты. Боже, только ты знаешь, что довелось пережить и испытать этим детям в своей беспризорной жизни!

Мне была известна история Артема - у каждого из таких детей есть своя "история". Родителей своих он никогда не знал, известно только, что мама родила его, находясь в заключении, естественно она не могла уделять ребенку необходимое внимание. Когда мальчику исполнилось три года, его усыновила одна семья из Перми. Артем оказался непростым ребенком, когда ему исполнилось семь лет, он начал сбегать из дома и прогуливать школу. Приемные родители не смогли справиться с этим и решили, что единственным выходом будет просто отдать Артема в приют, где он и находился бы, если бы не их вмешательство. Нет ребенка - нет проблем, которые постоянно нужно решать, переживая нервный стресс из-за его неуправляемости. Артему было одиннадцать, когда его отправили в приют, а оттуда - в детский дом. После этого он пережил сильное нервное потрясение и в течение года не посещал школу.

Что побудило этих людей к такому крайнему шагу как отказ от ребенка, уже преданного однажды? Может быть, им не хватило любви, терпения, которые они нашли бы для родных детей? Может быть, причина в том, что свою роль сыграла наследственность, из-за которой все их попытки изменить Артема были заранее обречены? Не наше дело судить об этом, наверняка, эти люди сделали все, что могли. А человеческие возможности ограничены. Только Бог может изменить плохую наследственность, наполнить Своей любовью, дать сил идти дальше, когда ты уже готов сдаться. Но факт остается фактом - теперь у этого мальчика нет никого, кому он был бы нужен, кому была бы небезразлична его жизнь. Но это несправедливо.

Это удивительно, как дети, не избалованные вниманием, рады даже небольшим его каплям. За те несколько дней, что мне довелось видеть Артема, при каждом случае я старалась как-то проявить к нему внимание. На одном из концертов, который проходил в детском доме, ведущий спросил у детей: есть ли у них настоящий друг? Я сидела далеко от Артема, но услышала, как он говорил сидящим рядом с ним, что я его лучший друг. Но я не сделала для него ничего особенного, за что можно было бы назвать другом! Просто несколько добрых слов и внимание. Я шла домой и думала: неужели на свете не нашлось никого, кто проявил бы самое простое участие к его жизни, кто поинтересовался бы его успехами и поражениями?

Через несколько дней я узнала, что Артем сбежал из детского дома. Он убежал, чтобы жить на улице, доверить себя в ее многообещающие руки. Его никто и нигде не ждал. Он рассчитывал только на себя.

На улице уже смеркалось и только тут, подойдя ближе к сидевшему на ступеньках мальчику, я увидела, что это не Артем, хотя издалека он был очень похож на него. Заметив мой взгляд, он поднялся, смял закуренную сигарету, выбросил ее и побрел прочь. Куда? Сколько их, таких Артемов, скрывается в холодных переулках, ища там убежище и защиту?

Когда церковь выходит на улицу…

В одном из районов нашего города одновременно со служениями для взрослых проходит и воскресная школа для детей. Дети приходят разные, в основном одни и те же. Среди других уже регулярно приходит один мальчик лет 12. Он резко выделяется на фоне других детей: одеждой, манерой разговора и поведения. Его зовут Паша. Увидев его на улице, мы решили бы, что он беспризорник. Все рассказы об Иисусе Паша впитывает, как губка. Я не советовала бы вам спорить с ним относительно существования Бога - Паша докажет вам, что Бог есть, но вряд ли вы отделаетесь одним синяком. Я не шучу, он действительно такой, пока… Бог постепенно и осторожно работает с его израненным детским сердцем, и потребуется время, чтобы он изменился. Бог принимает и любит его таким, какой он есть, а мы? А мы часто не готовы к этому, но ведь он не по своей вине стал таким… Знаете, я узнала, что каждый год Паша проходил лечение на Банной горе. Но самое парадоксальное в том, что учреждение, пользующееся в нашем городе такой специфической славой, отнюдь не пугает, а притягивает его. Каждую весну он с нетерпением ждет, когда его отправят туда: "там хоть поесть дают каждый день". То же говорит и его друг, который теперь тоже верит в Господа. И эти дети живут рядом с нами, такова наша жизнь…

Что было бы с этими детьми, если бы не было в этом районе воскресной школы? Некому было бы выслушать и поддержать их. Что было бы, если бы они не встретили Господа? Никто даже не заметил бы, если бы что-то случилось с ними. Но не Бог. Бог видит в них не грязных, обкуренных беспризорников, а Своих самых дорогих детей, которых лишили детства. Он хочет вернуть им то, в чем их обокрал дьявол, - счастливое детство!

Детская безнадзорность. Пока что рецепт от этой болезни общества, на мой взгляд, один - настоящая, искренняя любовь. Если тебе действительно небезразличны эти дети - молись. Бог покажет, что делать дальше - без Него ты все равно ничего не сможешь изменить.

Назад Дальше Вверх Написать

Сайт создан в системе uCoz