Областная христианская газета НОВЫЙ ЗАВЕТ
 
N 07,
июль
2003
проповедь
Язык мал: великим человеком шатает
телекоммуникации
Телевизионная деревня
общество
Улицы города
соц. концепция
Социальная деятельность
страницы истории
XX столетие. Евангельское движение в России
линия жизни
Письмо в редакцию
интервью с Delirious?
Поклонение через призму музыкального бизнеса
будьте как дети
Дети России пишут Богу
клуб "Пилигрим"
Телеграмма любви





Поиск

webmaster@yandex.ru

Назад Дальше Написать
страницы истории

XX столетие.
Евангельское движение в России

Для всего русского народа двадцатое столетие стало одним из самых трудных и трагичных. Это беспрецедентные войны и битвы между народами и классами, великие революции - реки крови проливались во всех уголках страны, это было время экономической депрессии, безработицы и голода. Вместе с тем происходило стремительное развитие науки и техники. Евангельское движение в России подверглось большим испытаниям. Преследования евангельских христиан были очень жестоки, как при старом, так и при новом режимах. Но, несмотря на это, проповедь Евангелия не прекращалась, чаще всего оно распространялось тайно и с большим успехом.

Протестантизм - одно из главных направлений в христианстве. Он существует в России как минимум 400-450 лет - было бы ошибкой ставить его вне российской культуры и российских традиций. Общая численность евангельских христиан к концу 1999 г. достигла 645 миллионов, что составляет около 11% населения нашей планеты. На данный момент в России живет два миллиона протестантов. Протестантизм не только уверенно занимает второе место по численности среди трех основных групп христианства (католицизм, православие, протестантизм), но и остается самой быстрорастущей группой в христианстве. Число приверженцев протестантизма растет в 3,5 раза быстрее, чем население земного шара.

Протестантизм, каким мы его знаем сегодня, в виде современных свободных евангельских церквей появился в Российской империи во второй половине ХIХ века. Русский народ переживал особый подъем духовности, религиозности и вольнодумия. Этому способствовала духовно-просветительская деятельность и перевод Библии с древне-славянского языка на русский. Слово Божье имело великое влияние на религиозное состояние народа. Простые рабочие и крестьяне стали читать Ветхий и Новый Завет. Истина Слова Божьего проникала в их сердца, преображая их жизни. Таким образом, общедоступность и широкое распространение понятного текста Священного Писания плюс религиозные искания народа неизбежно вели к распространению протестантизма.

В 1894 г. был издан «всесокрушительный закон», касающийся евангельских христиан. Всех последователей русского протестантизма называли «особо опасными и вредными», а любые их богослужения жестоко карались. С этого времени началась волна репрессий с применением издевательств и пыток более жестоких, чем во времена средневековой инквизиции. В то время общественные собрания в России были невозможны, все евангельские собрания были тайными.

Гонения разной силы продолжались до 1905 г., пока не появился закон о веротерпимости, который, не отменяя господствующего положения традиционной церкви, допускал богослужения других вероисповеданий. Период с 1905 по 1911 гг. стал временем относительной свободы и легализации евангельских общин, многие из которых были зарегистрированы законным образом. Это время евангельского движения на Руси связано с именем Ивана Степановича Проханова. В 1908 г. его трудами был создан Всероссийский Союз Евангельских Христиан, председателем которого он стал. Перед верующими открылись великие возможности в проповеди Евангелия, в создании и организации новых церквей, в издании Евангельской периодической литературы, становлении церковных школ и Библейских семинарий.

После начала 1-ой Мировой войны в 1914 году вся религиозная деятельность была ограничена правительством. Никаких встреч, конференций, съездов не разрешалось. На верующих вновь обрушились физические гонения и ссылки «за связь с воинствующим германизмом». Верующих вновь обвинили в том, в чем они не были виновны. «Нас обвинили в антимилитаризме и политической неблагонадежности, - вспоминает Костюков Г.П., - потом дали три часа на сборы и погнали этапами в тюрьму. Вместе со мной были другие братья, а также еще 15 человек. Добирались пешком, под конвоем, в общей сложности два с половиной месяца». Потом была амнистия. После Февральской революции 1917 года всех осужденных по религиозным мотивам амнистировали. Началось время открытой проповеди Евангелия. Особенно широко проявлялась благотворительная и миссионерская деятельность евангельских групп после издания декрета Совета народных комиссаров от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Этот декрет содержал недвусмысленные положения, запрещающие любой вид преследований по религиозным мотивам и гарантирующие полную свободу совести. Также был издан ряд дополнительных декретов, которые укрепляли принцип религиозной свободы. Но было ясно, что благоприятные обстоятельства будут сопутствовать верующим лишь некоторое время.

Годы с 1917 по 1922 были временем великих страданий, которые пришли в Россию. Во время войны 1914 года погибли миллионы людей, остались беспризорные семьи, множество раненых и калек не могли вернуться к труду. В 1920-1921 годах в стране был большой неурожай, который привел к страшному голоду. К тому же большевики начали проводить и расширять свой террор. Многие были осуждены, большинство направлялось в тюрьмы, некоторых расстреливали на месте. Каждое утро в газетах печатались длинные списки людей, которые были расстреляны в течение прошедшей ночи. Согласно официальной статистике, которая была опубликована с 1917 по 1922 года в Советской прессе, в общем 1млн. казней было совершено, в том числе над 28-ю архиепископами, 1404-мя священниками.

Несмотря на все выше перечисленное, в течение периода с 1917 но 1922 год закон советского правительства в отношении евангельских христиан был более или менее благоприятным. Несмотря на гонения и аресты, верующие могли распространять евангельское послание среди всех сословий русского народа. Только в Сибири с 1917 по 1924 год общины евангельских христиан выросли в 6 раз. Наблюдался большой приток новообращенных, так в Смоленской губернии обращенные после революции составляли 90 % верующих.

Из воспоминаний Дудника А.В. мы можем узнать, каким чудесным образом обратился к вере в Бога его отец, Владимир Григорьевич. Это было в с. Лохвица (Полтавская область) в 1923 году. Он до такой степени непримиримо относился к верующим, что однажды решил вместе со своим товарищем разогнать верующих, которые пришли на молитву. Когда они подошли к молитвенному дому, то услышали пение. Они зашли и остались послушать. Во время проповеди слово Божье сильно коснулось его сердца. Он упал на колени, воскликнув: «Господи, прости меня грешника!» За него помолилось все собрание. Придя домой, он поделился с женой радостной вестью о том, что встретил Господа. Потом вылил два ведра самогона, которые у него были, и высыпал весь табак, который стал ему не нужен. Он стал рассказывать всем соседям, что сотворил в его жизни Христос.

В 1928 году был опубликован закон, который значительно ограничивал деятельность религиозных обществ и положил начало жестокому преследованию христиан. Советское правительство резко изменило свое первоначальное отношение к религиозным вопросам, отказалось от сравнительной терпимости и перешло к жестоким гонениям.

Атеисты провозгласили пятилетнюю программу, чтобы покончить со всеми религиями в России к 1932-1937 годам. Начали с закрытия храмов, монастырей, мечетей, синагог, молитвенных домов, миссионерских служений. Многие из этих зданий были превращены в театры, кинозалы, магазины. Большое количество священников, служителей и активных религиозных работников были арестованы и сосланы на север России и в Сибирь. Многие из них помещались в трудовые лагеря, в очень тяжелые условия, страдали от постоянного холода зимой, голода и грубого обращения. Болезни и смерть - вот к какому общему результату приводила такая ситуация. Каждый может вообразить, какие страдания выпадали на их семьи. Жены и дети оставались без домов и средств к существованию. Но самым ужасным методом борьбы было лишение питания религиозных работников. Все священники, миссионеры, пасторы и даже активные члены церкви по специальному декрету лишались продовольственных и хлебных карточек. При существующих условиях это означало голод для них и их семей, поскольку ни за какие деньги они не могли купить пищи в государственных или частных магазинах.

Эти гонения в России несравнимы ни с чем в истории христианской Церкви. Даже римские императоры не лишали христиан средств к существованию. Эти преследования дали примеры свидетельств необыкновенной преданности Богу среди страдающих христиан и их семей. Атеисты думали, что их преследования скоро приведут к устранению евангельского движения, они даже назначили определенные даты кончины церкви на земле. Достойны сожаления люди, которые намереваются совершать такие вещи! Они не учитывают опыт истории! Если бы они знали, что конечным результатом их преследований будет больший расцвет евангельского движения, они не делали бы попыток запретить религию в России. Их преследования подобны ветру, который разносит искры пламени. Запрещая христианство, они помогли его распространению.

Религиозная ситуация в СССР начала кардинальным образом меняться во время Великой Отечественной войны. Благодаря требованию западных союзников о предоставлении в стране религиозных свобод, а также проявленному во время войны патриотизму, советское правительство пошло на некоторую легализацию религиозной жизни. Верующие проявили себя настоящими патриотами: во время войны они продолжали собираться на оккупированных немцами территориях. На молитвенных служениях в основном присутствовали женщины. Их не устрашали ни комендантский час, ни немецкие посты, через которые нужно было пробираться. Они собирались, чтобы молиться за свой народ и свою страну.

В 1943 году началась духовная оттепель. Из ссылок вернулись оставшиеся в живых руководители общин. В октябре 1944 г. в Москве состоялся объединенный съезд представителей нескольких евангельских движений, который принял решение о создании единого Союза. После войны протестантские церкви переживали некоторое оживление, проводились водные крещения. Необходимо отметить, что общины скорее восстанавливались, чем росли, хотя в некоторых городах церковь увеличилась в 5-6 раз и достигала 500 членов. Собрания проходили очень интересно, на них присутствовало много молодежи.

В конце 50-х гг. началось хрущевское наступление на всех верующих, связанное с подготовкой новой программы построения коммунизма в СССР. Все связанные с религией и образованием ведомства получили указания усилить антирелигиозную деятельность. Это произошло после XXI съезда КПСС, проходившего в начале 1959г.

Власти изменили тактику атеистической пропаганды и методы работы. Была предпринята попытка уничтожения церкви изнутри, в отличие от репрессий 30-х годов, когда практиковалась тактика физического уничтожения. Государству, как высказался служитель Величко Н.К., были выгодны «карманные» церкви и «карманные» служители. Оно внедрилось в церковь, поэтому духовное пробуждение воспринималось как угроза госбезопасности. Из министерства по делам религий вышло инструктивное письмо, в котором ставилось множество запретов на служение церкви. Например, разрешалось проповедовать только троим: пресвитеру и двум дьяконам - никто больше не имел на это права, запрещалось на собрании давать слово приезжим. Запрещалось приводить на собрания детей. Дьяконам приходилось даже выводить родителей с детьми со служения. Не разрешалось собираться молодежи. Это желание все взять под контроль доходило даже до того, что власти назначали пресвитеров. Никто в церкви не имел права назначить кого-либо старшим пресвитером в церкви без соответствующей санкции Спецслужб.

Верующие вынуждены были уходить в полуподполье и собирались в основном по домам и в лесах. Многие из опрошенных верующих считают, что власти не ожидали такой стойкости, преданности и мужества со стороны часто необразованных, простых граждан, которых ничто не могло запугать. Поэтому зачастую им «на ходу» приходилось искать методы борьбы с реформаторами. Для борьбы с этим явлением были брошены четыре мощных структуры: Совет по делам религиозных культов, КГБ, органы МВД и Прокуратура. Но ничто уже не могло сломить последователей евангельского движения.

Что помогало верующим выстоять? Все они ссылаются на необыкновенную жертвенность и любовь друг ко другу, отсутствие недоверия и подозрительности, готовность отдать свою жизнь за другого, готовность жертвовать здоровьем, сном, временем, финансами ради дела Божьего (большинство рядовых членов церкви трудилось больше или меньше в рамках движения, параллельно работая днем на производстве, а ночью - для Господа).

Хрущевская религиозная политика сводилась к искоренению у советского человека любых «религиозных предрассудков». Хрущев даже пообещал показать миру последнего верующего в СССР. В 60-х годах в Советском Союзе для государственного контроля над верующими был создан институт уполномоченного. В каждом областном центре был свой уполномоченный по соблюдению закона о религиозных организациях. «Было очень сложно, - вспоминает Людмила Васильевна Аникиенко, - тогда не давали собираться, не давали молиться, даже милиция окружала то место, где проходило собрание или подгоняли пожарную машину, из которой обливали каждого, кто приходил на служение». Даже свадьбы верующих проходили под пристальным присмотром властей, потому что считали, что свадьба - это только предлог, вывеска, за которой проходят конференции, чуть ли не съезды.

Общественность, в основном, посмеивалась над верующими, считала их недалекими людьми. Детей евангелистов часто отправляли в психиатрические больницы, направляли на учебу в школы для малоразвитых, чтобы помешать их дальнейшему образованию. Во всех высших и средних специальных учебных заведениях с 1964 учебного года был введен курс научного атеизма. Верующей молодежи стало практически невозможно учиться. Их исключали из учебных заведений и делали это очень просто. На предмете «научный атеизм» задавали вопрос: какие у тебя взгляды: идеалистические или материалистические? Если учащийся отвечал, что идеалистические, ему ставили «двойку» или «тройку». Также власти контролировали церковь в вопросе водного крещения, которое они разрешили принимать людям не моложе 25 лет. Все списки подавались в КГБ, и с молодыми людьми велась «работа по перевоспитанию».

Власти принимали в отношении верующих различные санкции. Это и лишение премий, и наложение табу на продвижение в должности, и взимание различных штрафов (минимальный - 50 рублей, максимальный - вся заработная плата). Верующему человеку сложнее было получить квартиру. Могли привлечь к уголовной ответственности за отказ от принятия присяги в армии, за проведение служений в незарегистрированной церкви. Административные органы проводили обыски по изъятию религиозной литературы. По словам Величко Н.К., репрессии в 60-ые годы были более сдержаны, хотя людей могли убить, звучали угрозы в их адрес, могли специально устроить так, чтобы служитель погиб. Но уже не было того массового характера физического уничтожения «врагов народа», какой был в 30-ые годы.

«Только в их церкви, - вспоминает Величко Н.К., - за этот период было около 30 узников, которые получали разные сроки: от 2-х до 5 лет. А число людей, которые были арестованы на 15 суток, не подлежит исчислению - это сотни людей. Сотни были оштрафованы на 50 рублей и больше».

С приходом к власти Л.И. Брежнева была объявлена амнистия, и многих верующих выпустили на свободу. Вышел в свет указ-дополнение к статье, которая предусматривала наказание за нарушение закона отделения церкви от государства. Но потом и Брежнев начал «закручивать гайки». Вновь вышло дополнение, в которое внеслись некоторые деяния, которые подпадали под наказание.

До 1988 года в Советском Союзе еще находились узники за веру. В канун празднования тысячелетия крещения Руси стали заметны некоторые перемены. Так, например, в Киеве, в связи с проходившими торжествами верующие решили провести водное крещение. Были розданы специально приготовленные приглашения. «Самое удивительное, - вспоминает Величко Н.К., - когда они пришли к месту, где должно было проходить водное крещение, собралось более 10 тысяч желающих». Власти сначала запретили проводить это мероприятие, но потом все же разрешили с небольшой оговоркой: чтобы это было в последний раз. С того времени на протяжении более десяти лет там регулярно проводится водное крещение.

С начала 90-х годов началась активная работа церквей. Церкви насаждались практически в каждом крупном городе. Открыто стала печататься духовная литература: газеты, журналы, книги. Начали образовываться Библейские школы, в которых готовились служители.

За последние десять лет евангельская церковь ведет активную социальную деятельность. Церковь действует в разных социальных направлениях: участвует в воспитании детей в детских домах и интернатах, берет на себя опеку над немощными людьми, поддерживает заключенных, оказывает психологическую, духовную и материальную помощь людям, входящим в группы риска - наркоманам, бездомным, беспризорным детям. Церковь организует различные виды социальных учреждений: детские приюты, реабилитационные центры, бесплатные столовые, воскресные школы, а также учреждения, оказывающие гуманитарную помощь. Также церковь располагает собственными информационными средствами: печатными, радиоэлектронными, компьютерными, направленными на проповедь Евангелия.

К концу двадцатого века все еще слышатся отголоски атеистического прошлого, до сих пор Церковь пытаются запугать, оклеветать через различные статьи и фильмы в СМИ. Но Церковь нельзя уничтожить, потому что Иисус Христос сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матфея 16:18). Это слово Христа прошло проверку временем. И сегодня Церковь Иисуса Христа, преодолевая все трудности и преграды, движется вперед, приобретая для Царства Божьего все новые души.

Ирина Макушина

Назад Дальше Вверх Написать

Сайт создан в системе uCoz