Областная христианская газета НОВЫЙ ЗАВЕТ
 
N 11,
ноябрь
2003
проповедь
Разумное планирование жизни
исцеление
Чудо по молитве
опрос на улице
Не гадая, в ад или в рай...
он+она
И будут двое одна плоть
общество
На дне
культурный слой
На пути к Высотам Твоим
мировое кино
Догвилль - или обратная сторона добра
телекритик
Капкан голубого экрана
обзор писем
Хоть строчечку ты напиши...
Дети России пишут Богу
Господь, буду ли я играть в Мадридском РЕАЛе?
наука и вера
Пища для размышления





Поиск

webmaster@yandex.ru

Назад Дальше Написать
общество

НА ДНЕ

Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.
(2 Кор. 9:8,9)

В России есть регионы, в которых более 70% населения живет за чертой бедности. К таким регионам, кстати, относится и Коми-Пермяцкий АО. Кризис – в высокой безработице, невыплате зарплат и пенсий. По данным Института социально-экономических проблем народонаселения, доля бедных в России – 36 млн. человек. Четверть населения страны живет за чертой бедности (те, чьи доходы менее шестидесяти рублей в день) и половина всех российских детей.

Популярная формула девяностых "бедный тот, кто не работает" не абсолютна. Бедный не всегда тот, кто не работает. Богатый не всегда тот, кто работает. В период первоначального накопления капитала никто особо не обременяет себя моральными принципами.

Факт, что проблема бедности обрела глобальные масштабы, осознают, пожалуй, все. Большая часть политиков свои предвыборные кампании переориентировала на соответствующий электорат, состоящий из малообеспеченных граждан (лозунги: мы за бедных, мы за русских). Правительство ввело субсидирование коммунальных платежей, но, как заметил в свое время британский политик Денис Хили: "Лучший способ помочь пенсионерам – увеличить пенсии, а не продавать им уголь по заниженной цене".

В сложившейся ситуации Церковь не может и не должна стоять в стороне. Кстати, во всем мире именно Церковь (совместно с общественными организациями) несет на себе этот крест. Кому как не Церкви близко явление социального неравенства: ведь среди прихожан есть и бедные и богатые, и всех их объединяет одно – вера в Иисуса Христа. Потому "и у того, кто собрал много, не было лишнего, и у того, кто мало, не было недостатка" (Исход 16:18).

В благотворительную столовую люди начинают приходить задолго до ее открытия: в этот день на скамейке у входа уже сидели две пожилые женщины, лицо одной было иссиня-черным. К трем часам дня за получением бесплатных обедов собралась уже очередь. Они обсуждали манную кашу, которую им удалось покушать утром в одной из благотворительных организаций. А еще цены на лекарства и льготы. Таков круг интересов сегодняшних пенсионеров. Смотреть на этих женщин и мужчин в скудной одежде и стоптанной обуви было больно. Но я заметил, что даже в столовую они стараются надеть все самое лучшее, что имеют в своем гардеробе.

Его называют здесь почтительно – Николай Кузьмич. Ее – просто баба Маня. Они из многих, кто приходит за тарелкой борща. Николай Кузьмич как никак работник культуры, баянист. Музыке он посвятил свою молодость, работал в клубах, дворцах культуры, на теплоходах и в других местах. Сейчас играет на рынках и остановках. Потому что пенсия у него меньше тысячи рублей, почти в два раза ниже официального минимального уровня - в два раза беднее бедных.

Молитв бабы Мани никто, кроме Бога, не слышит. Она немая, т.е. не говорит совсем, только мычит. Мычит все песни, как будто поет. Кто знает, может быть, душа ее и в самом деле поет. Только вот живет баба Маня в неблагоустроенном жилье, и соседи постоянно ее обижают. Поэтому и домой Маня не особо стремится. "Хорошо выглядишь, баба Маня, тебе идет это пальто". В ответ: "Мммм".

Бабе Мане с жильем повезло, хоть неблагоустроенное, но свое. А что делать тем, кто не имеет места, где голову приклонить? Бездомность всегда связана с бедностью. Таких в России, по данным того же Института, 4 млн. 200 тыс. человек. В Перми (по неофициальным данным) - около 10 тысяч. Их пристанище – вокзалы, подвалы, теплотрассы. Среди лидирующих причин – освобождение после тюремного заключения, семейные проблемы и, что поразительно, личный выбор.

Но больше все-таки тех, кто после освобождения из зон не смог попасть в свой дом. Обычно там уже живут другие люди, и доказать свои права на жилплощадь нет никакой возможности. Человека без жилья, работы, документов и регистрации просто не существует, это равнозначно смерти. Ты есть только для самого себя, для других тебя нет. Странное и страшное ощущение.

Попробуем очертить проблему более четко.

Во-первых, низкий уровень жизни бездомных является причиной распространения тяжелых заболеваний. Особенно остро стоит проблема с кожными, венерическими заболеваниями и туберкулезом. Уже сейчас пермские врачи отмечают всплеск венерических заболеваний.

Растет число правонарушений среди лиц БОМЖ. Это связано с тем, что многие бездомные - бывшие заключенные и в безвыходной ситуации нередко идут на рецидив.

Из самих бездомных немало умирает. Не по старости, а преждевременно.

С точки зрения правозащитников, имеет место умаление человеческого достоинства и ограничение прав и свобод бездомного как человека и гражданина. К примеру, нарушается конституционное право на труд. Здесь существует законодательная недоработка: ст. 182 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность руководителей предприятий за прием на работу граждан без регистрации по месту жительства. А органы федеральной службы занятости ставят на учет лишь граждан, имеющих регистрацию на обслуживаемой ими территории. Поэтому бездомные не заняты постоянным трудом и не имеют ни малейшего шанса изменить свое социальное положение.

"Подслушанный" разговор у помойки: "Перейдем в другое место? – Да ты что? Здесь люди живут богатые. Я на этой помойке даже мясо ем".

По нашему мнению, бродяжничество – это только социальное последствие духовной болезни. Зачастую именно бездуховность становится горьким корнем проблемы. Возрождение души, жаждущей познать Бога, стремящейся не только к удовлетворению своих ежедневных потребностей, но и к ежедневному общению со своим Творцом – это центральная задача программы реабилитации, разработанной церковью.

Многие не хотят смиряться и ожидать смерти от переохлаждения или болезни. Десять бездомных уже прошли курс реабилитации. Много это или мало? По крайней мере, сегодня они имеют место жительства, освободились от вредных привычек, нищеты, и больше не занимаются бродяжничеством. Но если принять во внимание катастрофическую статистику, десять человек в год – это очень мало.

В России много бедных и бездомных - тех, кто на самом дне, кто безнадежно беден. Как например, шахтеры из Новошахтинска, которым удалось вырваться наружу почти что из ада. И куда? На земле с заработной платой в две тысячи рублей и задержками по полгода не лучше. Закрытые шахты Кизела, обанкротившиеся леспромхозы, крестьяне, получающие зарплату мукой, нищая интеллигенция – учителя, врачи...

Но все же у всех нас есть шанс начать жизнь заново. С чистого листа. И этот шанс дает нам Бог.

Андрей Дербенев

Назад Дальше Вверх Написать

Сайт создан в системе uCoz