Областная христианская газета НОВЫЙ ЗАВЕТ
 
N 11,
ноябрь
2003
проповедь
Разумное планирование жизни
исцеление
Чудо по молитве
опрос на улице
Не гадая, в ад или в рай...
он+она
И будут двое одна плоть
общество
На дне
культурный слой
На пути к Высотам Твоим
мировое кино
Догвилль - или обратная сторона добра
телекритик
Капкан голубого экрана
обзор писем
Хоть строчечку ты напиши...
Дети России пишут Богу
Господь, буду ли я играть в Мадридском РЕАЛе?
наука и вера
Пища для размышления





Поиск

webmaster@yandex.ru

Назад Дальше Написать
культурный слой

На пути к Высотам Твоим

«Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им»
(От Матфея 13:34)

Иносказание, отвлеченные понятия, мысли и идеи, выраженные в конкретном образе – это и есть аллегория. По крайней мере, так поясняет слово «аллегория» словарь Ожегова. А еще аллегория – это притча. В эпиграф вынесено место Священного Писания, в котором говорится об использовании Иисусом притч в общении с народом.

Притча дожила и до сего дня. Более того, есть мнение, что она переживает возрождение или радикальное преобразование. Но это, прежде всего, касается светской литературы. В религии же притча содержится в проповеди и обязательно в христианских книгах.

Один из ярких примеров аллегории в христианской литературе – знаменитая книга Джона Буньяна «Путешествие Пилигрима в Небесную страну». «Вижу человека, одетого в грязные рубища, который стоял неподвижно на дороге, спиной к своему жилищу. В руках его была книга, а на спине тяжелое бремя. Гляжу он открывает книгу и читает, но почему-то вдруг залился слезами и задрожал (Ис. 64,6; Лук. 14, 33). Потом, как бы не в силах превозмочь тревожного чувства, он воскликнул отчаянным голосом: „Что мне делать?”».

Здесь замечу, что все аллегории, написанные христианами, ставят этот вечный вопрос «что делать?» и, самое интересное, всегда дают ответ. Как правило, авторы предлагают пройти вместе с героем путь спасения и этим обрести спасение самим.

Книга Ханны Харнард «Путь к Высотам Твоим» не является исключением. Это произведение полностью поддерживает традиции, начатые еще Буньяном. Главная героиня, жительница Долины Унижения из семьи Страхов, Ой-боюсь проходит полный неожиданностей и опасностей путь к Божьим Высотам. Словно апостол Павел, который «много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе…», главная героиня преодолевает свои опасности.

В жизни христианина часто бывает, что к Высотам можно пройти только через ямы и пропасти. Только спустившись в низины, можно подняться на Высоты. Именно такой путь проходит Ой-боюсь.

«Путь на Высоты» – книга-вдохновение. Ой-боюсь имела уродство: кривые ноги и искаженный рот. Но никто, имеющий какие-либо пороки, не может жить на Высотах. Бог постепенно преображает героиню, сначала ее сердце и дух, затем дает ей физическое исцеление. «Господь Бог - сила моя: Он сделает ноги мои, как у оленя, и на высоты мои возведет меня!» (Авв.3:19) Со своей стороны, Ой-боюсь тоже прилагала усилия. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (От Матфея 11:12). На Высотах Ой-боюсь получает новое имя: Благодать-и-Слава.

Повесть в какой-то степени автобиографична. У Харнард (как она пишет о себе) было два недостатка – заикание и одержимость страхами: она боялась темноты, высоты, толпы, болезни, смерти. Но однажды, когда Харнард было 19 лет, ее жизнь полностью изменилась. Она решила трудиться на миссионерских полях. Девушка с заиканием стала проповедовать Благую Весть евреям в Палестине. Она приехала туда еще до возрождения государства Израиль, в 1932 году. Всю свою жизнь она связала с богоизбранным народом.

Идея книги пришла к ней во время трехнедельного пребывания в горах родного швейцарского Браунвальда, в 1949 году, когда она вернулась в отчий дом, чтобы отдать последнюю дань уважения умершему отцу. Там она усваивает новые уроки (богопознание через созерцание творения). Любовь – это смирение, даяние и служение. Водопады любви спускаются с Высот. Там она строит «жертвенник», на «алтарь» которого кладет саму себя. Там Бог дает ей новое поручение – записать. Стать не только проповедницей, но и писательницей.

В «Высотах» Харнард нет эпохальной нити, как, впрочем, и у Буньяна. Притча существует вне временных рамок, даже если сюжет привязан к определенной исторической эпохе. Притча – на все времена, и ее адресат постоянно изменяется.

Аллегория прежде всего предназначается отдельной личности: мне, вам. Послание это требует некоторым образом напряжения ума читателя. Почему же все-таки иносказание, почему притча? Ведь не многие могут докопаться до сути через многочисленные наслоения. Только имеющие уши, чтобы слышать, и глаза, чтобы видеть. И снова – прилагать усилие, чтобы восхитить Царствие Небесное. Истина имеет такую особенность – открываться тому, кто копает и ищет.

Одна девушка делилась впечатлениями после прочтения книги Буньяна. «Скучно. Мутно. Не дочитала даже до половины». На это можно заметить, что девушка не прошла путем христианина даже до половины. Потому что нельзя книги Буньяна и Харнард читать как художественную литературу. Это больше, чем просто литература, это руководство к христианской жизни, путеводитель на Высоты Божьи.

Андрей Дербенев

Назад Дальше Вверх Написать

Сайт создан в системе uCoz