Областная христианская газета НОВЫЙ ЗАВЕТ
 
N 11,
ноябрь
2003
проповедь
Разумное планирование жизни
исцеление
Чудо по молитве
опрос на улице
Не гадая, в ад или в рай...
он+она
И будут двое одна плоть
общество
На дне
культурный слой
На пути к Высотам Твоим
мировое кино
Догвилль - или обратная сторона добра
телекритик
Капкан голубого экрана
обзор писем
Хоть строчечку ты напиши...
Дети России пишут Богу
Господь, буду ли я играть в Мадридском РЕАЛе?
наука и вера
Пища для размышления





Поиск

webmaster@yandex.ru

Назад Дальше Написать
мировое кино

Догвилль - или обратная сторона добра

Эхо каннского фестиваля докатилось и до Перми. По крайней мере, фильмы-участники можно найти в пермском прокате. Кроме победителя европейского конкурса фильма Звягинцева «Возвращение», заслуживает внимания и фильм-фаворит «Догвилль» с Николь Кидман в главной роли.

Имя режиссера Ларса фон Триера известно любителям интеллектуального кино, хотя интеллектуальным можно в той или иной мере назвать любую европейскую картину (экшн, как бы ни старались, не получается).

Догвилль – небольшой городок в скалистой местности. Старая заброшенная серебряная шахта и ветхие лачуги. Городок схематичен. В нем нет ни стен, ни окон, ни дверей. Вся жизнь обитателей открыта, но при этом никто не видит дальше собственного носа, чужие проблемы никого не волнуют, собственные пороки не замечаются. Такая схематичность говорит о близнецах города, которых по миру может быть огромное множество.

Весь фильм снят в павильоне. Тем не менее, движение от героя к герою, от события к событию не оставляют наше внимание до финального кадра. Здесь нужно отметить хорошую работу оператора и художника по свету. Свет в фильме играет важную роль: он, как ничто другое, передает настроение жителей городка и главной героини. Натурные съемки такого бы не позволили.

Пролог знакомит с обитателями городка. Том, думающий о том, что он писатель, организует встречи, посвященные моральному усовершенствованию горожан. Он сравнивает себя с шахтером, пробивающим, вместо камней, души людей.

Люди ожидают перемен, дар для города. И они его получают. В виде Грэйс (Николь Кидман), молодой девушки, пытающейся скрыться от гангстеров в их городке.

Жители устроили игру: испытательный срок в две недели, за которые Грэйс должна была доказать, что может остаться в городе. Она стала помогать каждому: 1 час на 1 семью в день. Грэйс, как дар, помогала всем жителям от всей души. Она полюбила всех, влюбилась и в сам Догвилль. Казалось, у нее появились друзья. Ей дарили подарки, а за работу даже определили жалованье.

Но горожане не распознали, не почувствовали этого дара. Играя на страхе разоблачения, шантажируя Грэйс, жители используют ее. Они не рассказали полицейскому о разыскиваемой девушке и почувствовали себя виновными перед законом. Чтобы компенсировать чувство вины, жители требуют от Грэйс, чтобы она больше работала. Под страхом разоблачения садовник Чак, отец семерых детей, насилует Грэйс. Весь город насилует душу бедной девушки. После неудачного побега горожане заковали шею Грэйс в цепь с огромным грузом. Город расплатился с девушкой за ее доброту.

Том использует Грэйс для сюжета своей книги. Он, лучший друг, любимый человек, малодушничая, предает ее. «Неужели и ты боишься вести себя по-человечески?» Именно Том позвонил гангстерам, потому что посчитал девушку слишком опасной для себя.

Люди оправдывают свой грех, свои поступки по отношению к Грэйс. Слепой Маккей, который пытается доказать всем, что он не слеп, символичен. Это духовная слепота всех обитателей городка. Как Маккей, все повесили на окна (глаза) огромные шторы, чтобы отгородиться от дневного света (истины).

В центре фильма – молитвенный дом, здание церкви, в котором нет и никогда не будет священнослужителя. Именно там проходят собрания горожан, где принимаются порой жестокие и аморальные решения. Этакий совет нечестивых. Мерзость запустения на святом месте. Пустота человеческой души. Почему такое стало возможным? Наверное, секрет прост: в молельном доме больше не звучит Божье Слово. Даже тот факт, что в шахте закончилось серебро, говорит о многом: ведь серебро – символ чистоты слова.

У фильма могло быть много вариантов завершения. Ларс фон Триер применил скальпель хирурга и вырезал город Догвилль, как больную опухоль. Единственный, кто остается в живых, это дог, собака, охраняющая дом Чака, и название городка становится оправданным – Собачья Деревня.

Андрей Дербенев

Назад Дальше Вверх Написать

Сайт создан в системе uCoz