Областная христианская газета НОВЫЙ ЗАВЕТ
 
N 08
август
2004
Общество
Город надежды
Воскресная проповедь
Точка невозврата
Свидетельство
Герой нашего времени
Исторические заметки
Узники совести
Книжный переплет
После эпохи атеизма
он + она
Мудрая жена устроит дом свой
Уроки жизни
Когда финансы поют романсы...
Культурный слой
Хроники Льюиса





Поиск

webmаster@yandex.ru

Назад Написать
Культурный слой

Хроники Льюиса

Книги английского профессора приводили ко спасению

Клайв Стейплз Льюис известен широкому кругу читателей прежде всего как создатель знаменитого цикла сказок «Хроники Нарнии». Искушенный читатель вспомнит и его фантастические романы, поразившие критиков своей глубиной и философичностью. Однако К.С. Льюис не только сказочник и фантаст, но и автор богословских трактатов, литературоведческих исследований и поэтических сборников. Его книги – это искусные аллегории, затрагивающие важнейшие духовные искания человеческой души.

Летней ночью 1929 года в одном из окон Оксфордского колледжа горел свет. В этом окне случайный прохожий мог разглядеть темную фигуру, расхаживающую по комнате. Если бы чопорным преподавателям или благовоспитанным студентам филологического факультета пришло в голову бродить в столь неурочное время по территории колледжа, они бы без труда узнали в этой фигуре преподавателя кафедры английской литературы Клайва Стейплза Льюиса. Свет горел именно в его кабинете.

Пожилой сторож, шаркая по стертой множеством ног лестнице, поднялся на второй этаж и постучал в двери кабинета.

- Все давно разошлись по домам, сэр. Время позднее, не желаете ли и вы отправится домой? Может, мне вызвать для вас машину, сэр? - вежливо обратился старый Джимс к запертой двери.

- Оставьте меня в покое! - раздался раздраженный голос Льюиса. – Я занят важным делом!

Качая седой головой, старик отошел от дверей кабинета и тихо зашаркал к своей каморке. Спорить с Льюисом было бесполезно. Среди коллег и студентов тот был знаменит не только своим блестящим аналитическим умом, незаурядными ораторскими способностями и агрессивностью в интеллектуальных баталиях, но и чрезвычайно грубыми манерами.

Льюис перевел дух и вновь принялся измерять шагами пространство кабинета. Он не мог идти домой. Он не мог стоять на месте. Он попробовал успокоиться, взять себя в руки, но не смог.

Сторонний наблюдатель сказал бы, что этот человек сильно нервничает – уважаемый преподаватель одного из самых престижных учебных заведений Англии метался по комнате, словно лев в клетке. Он словно разделился на две половины – первая была готова полностью признать свое интеллектуальное поражение, вторая же страдала от уязвленной гордости.

Ученый, писатель, поэт, филолог, литературовед и богослов Клайв Стейплз Льюис родился 29 ноября 1898 года в Белфасте (Ирландия) в семье стряпчего.

С детских лет Клайв интересовался мифологией и литературой. В 1917 году он блестяще выдержал экзамены в Оксфордский университет, но вскоре молодому Льюису пришлось уйти на фронт. Получив ранение шрапнелью, которое раз и навсегда освободило его от армии, Льюис вернулся в университет и закончил образование, после которого ему предложили преподавать английскую словесность в колледже Св. Магдалины.

Воспитанный в набожной семье, Льюис потерял веру в Бога, когда ему было всего 10 лет. Это произошло после смерти матери, которая умерла, оставив на попечение отца двух сыновей - тринадцатилетнего Уорни и десятилетнего Клайва. Однако Льюис-старший, алкоголик и деспот, не пожелал заботиться о детях, и две недели спустя ребята были отправлены в английскую частную школу-интернат. Маленький Клайв Льюис тосковал по матери, а своего отца презирал, обвиняя его во всех бедах семьи. И уж тем более Клайв не собирался доверять Отцу Небесному, который лишил его матери и любви отца.

До тридцати девяти лет Льюис твердо стоял на позициях атеизма и критики христианского вероучения, презрительно называя Евангелие «дешевым вымыслом».

Но в эту летнюю ночь 1929 года Клайв Стейплз Льюис готов был отказаться от своих убеждений… Накануне днем он повстречался с Богом.

Эта встреча, перевернувшая его жизнь, произошла в довольно обыденной и мирной обстановке автобуса. Тридцатидевятилетний преподаватель Оксфорда внезапно почувствовал себя комом снега, который сейчас начнет таять, почувствовал невидимый корсет, который вот-вот задушит его, если он от него не избавится. Интеллектуал Льюис осознал – не разумом, но сердцем - что всю жизнь он находился в оковах рационализма и эгоизма, отвергая Творца всего сущего. Весь день Клайв не мог найти себе места от волнения. Летней ночью 1929 года в своем кабинете в колледже он встал на колени и, переступив через гордость, неохотно признал перед Господом, что Бог есть Бог.

После той памятной ночи Льюис тесно сдружился с профессором Дж.Р.Р. Толкиеном - создателем самого знаменитого мифа XX столетия о Средиземье и искренне верующим христианином. Однако окончательное обращение к Христу произошло через два года, 28 сентября 1931, когда Льюис окончательно смирился перед Творцом. Этому в какой-то мере поспособствовал и Толкиен. Накануне он до утра проговорил с Льюисом, свидетельствуя ему об истинности и правдивости Евангелия. Чудо в жизни Льюиса произошло. Он уверовал во Христа как в Сына Божьего. Сам Льюис попытался «разъяснить» свое обращение в мемуарах, озаглавленных «Восхищен Радостью», однако, объяснения не удались. Удалось нечто большее: серьезное, глубокое и вместе с тем восторженное свидетельство о Боге. В Евангелии есть замечательный стих: «Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия. Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа…» (2-Тим 1: 7-8).

И Льюис не стыдился. Его первая книга - «Кружной путь, или Возвращение паломника» – вышла уже весной 1932 года. В 1940 он пишет «Страдание» - книгу на сложнейшую богословскую тему, в 1941 - знаменитые «Письма Баламута». В них мелкий бесенок, приставленный к новообращенному христианину, пишет старшему бесу в ад отчеты о достижениях и провалах своего искусительства. С этой книги, анализирующей основные проблемы духовной жизни христиан, началась мировая известность Льюиса. Тираж «Писем Баламута» превысил миллион экземпляров, а Льюиса пригласили выступать с лекциями-проповедями о христианстве на радио. Его передачи выходили каждую среду по вечерам. Из этих радиобесед родилась книга «Просто христианство». В 1945 г. последовала «Расторжение брака», в 1947 – серьезнейший трактат «Чудо». В эти же годы Льюис пишет три захватывающих фантастических романа. Первый - о космическом путешествии - «За пределы Безмолвной планеты» посвящен дохристианской части Символа Веры - рассказу о том, что такое Творение, Промысел, Смерть, Воля Божия, Ангелы. «Переландра» - эффектный фантастический рассказ о неудавшемся грехопадении. Роман «Мерзейшая мощь» – это аллегорическая история о противостоянии Церкви Христа, и того, что апостол Павел назвал «церковью сатаны», и что Льюис увидел в фашизме и коммунизме. Однако в силу того, что не все читатели и критики были знакомы с Библейскими текстами, часто эти романы понимались превратно.

Книги не принесли Льюису богатства, зато принесли нелюбовь и зависть большинства преподавателей университета, которые не могли смириться с тем, что их коллега стал знаменитым писателем. Косо смотрели не только на его известность, но и на Евангелие, которое Клайв С. Льюис не уставал проповедовать.

В 1948 году Льюис потерпел поражение в публичном диспуте о его книге «Чудо». Поражение автор книги переживал болезненно, но скоро сам понял свою ошибку - он слишком сильно верил в возможность своими доводами доказать недоказуемую веру, еще не осознавая, что важны не столько аргументы, сколько распятый Христос. Урок смирения был усвоен Льюисом прочно – прекратив анализировать, он принял Евангелие таким, как оно есть – и написал свое самое известное произведение – «Хроники Нарнии».

«Хроники» состоят из семи сказок. Как в Библии семь дней - это семь эпох мировой истории, так и у Льюиса вся история Нарнии - от ее создания до гибели - дана в семи эпизодах. В эту сказочную страну могут попасть только дети (здесь можно вспомнить слова Иисуса «Будьте как дети, и войдете в Царствие Небесное»), с которыми в мире Нарнии происходят невероятные приключения.

Первая сказка - «Племянник чародея» - рассказывает о Сотворении мира, «Лев, колдунья и платяной шкаф» - о предательстве, Искуплении через Распятие и о Воскресении Христа. Сказка «Принц Каспиан» - о вере в невидимого Христа. «Конь и его мальчик» - о постепенном открытии Христа человеком. «Покоритель зари или плавание на край света» - о жизни в Церкви и важности покаяния, «Серебряное кресло» – о необходимости соблюдать Божию заповедь. Седьмая сказка - «Последняя битва» – об Антихристе, Втором Пришествии Христовом, о Страшном Суде и Небесном Иерусалиме. В «Последней битве» действие начинается с того, что обезьян Хитр наряжает ослика Недотепу в львиную шкуру, выдавая его за Великого Льва Аслана. Фальшивый Аслан начинает отдавать такие страшные приказы, что жители Нарнии не знают, что им делать и кому верить. Нарнию охватывает ужас. Хитр пытается убедить жителей Нарнии в том, что жестокая и кровожадная богиня Таш и Аслан – это одно и то же лицо, и преуспевает в этом. Многие нарнианцы переходят на сторону демоницы по имени Таш. Разгорается решающая битва сил добра и зла между нарнианцами и поклоняющимися демону тарханцами. Битва заканчивается с приходом Аслана и воцарением прекрасного мира.

Евангельская основа «Хроник Нарнии» очевидна. В них есть и полемика с атеизмом («Серебряное кресло»), и притча о покаянии (Аслан, сдирающий шкуру дракона с мальчика Юстеса в «Повелителе зари»). Создатель мира Нарнии – золотой, сияющий, добрый и мудрый лев Аслан. Как писал в своих письмах читателям сам К.С. Льюис, «...Имя я взял из “Тысячи и одной ночи”. Так по-тюркски будет лев. Сам я произношу Аслан. Разумеется, я имел в виду Льва от колена Иудина (Откр. 5.5)».

Но самое удивительное заключается в следующем - несмотря на то, что в детских сказках Льюисом затронуты такие важные теологические темы, это нисколько не мешает восприятию волшебного мира сказки. В «Хрониках Нарнии» нет сухой дидактики – напротив, каждая строчка в ней дышит любовью, чудесами и Божьим светом.

Невозможно не влюбиться в эту сказку – настолько увлекателен сюжет, да и весь мир волшебной страны Нарнии, сотворенный песней Аслана – Великого Льва. Кто-то очень удачно заметил, что «Хроники Нарнии» написаны с любовью о Книге Любви - Евангелии». За день до своей смерти, 21 ноября 1963, Льюис напишет мальчику Филиппу: «Забавно, что все дети, которые мне пишут, сразу видят, кто такой Аслан, а взрослые — никогда!»

Летом 1954 года Льюис, наконец, стал профессором - но не в Оксфорде, а в Кембридже. Ему было 56 лет. Неожиданно для всех друзей, считавших его убежденным холостяком, Льюис женился на американской журналистке Джой Дэвидмен. Его брак был так удивителен, что о нем написали пьесу, которая идет сейчас в Англии. Американская журналистка стала христианкой, читая книги Льюиса. В начале 50-х годов она вступила с ним в переписку, затем приехала в Англию и полюбила его. События развивались медленно, Льюис привязывался к ней, но совсем не хотел жениться. Но Дэвидмен заболела - и он обвенчался с ней в больнице. Только спустя два месяца после свадьбы врачи констатировали – у Джой рак, и проживет она не больше двух лет.

Счастье с Клайвом длилось ровно два года. Супруги даже съездили в путешествие по Греции, а после этой поездки, 13 июля 1960 г, Джой скончалась.

Какую боль испытал Льюис после смерти жены, можно прочесть в его последней книге: «Горе изнутри». Критики, да и сами читатели называли эту книгу страшной. В ней Льюис судился с Богом с силой, подобной силе Иова. Многие читатели были убеждены, что Льюис просто потерял веру в Господа. Но на самом деле он дошел до глубины веры и нашел там Сына Божия - Распятого и Воскресшего.

Известный писатель, профессор, доктор литературы Квебекского, Манчестерского, Дижонского и Лионского университетов, почетный член советов оксфордского колледжа Св.Магдалины и кембриджского Университетского колледжа, член Королевского литературного общества, удостоенный почетной медали фонда Карнеги, Льюис никогда не забывал о Том, Кому он был обязан всем, что у него было. Каждая книга К.С. Льюиса проповедовала Евангелие, утешала, назидала и спасала людей от неверия. «Словом свидетельства своего» (Откр 12: 11) он победил горе и разочарование не только в своей жизни, но и в жизнях многих людей. До самого конца он не переставал свидетельствовать о своем Господе.

22 ноября 1963 г. Льюис умер, соединившись с Ним.

Ольга Большакова


Назад Вверх Написать

Сайт создан в системе uCoz